Наверх
video-poster video-poster

Об Ашраме Бхактиведанты

Ашрам Бхактиведанты (Москва) — образовательный центр Международного общества Сознания Кришны, созданный под руководством Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами. Уже на протяжении 10 лет ашрам является своеобразной лабораторией духовного вкуса, воспитывая молодых вайшнавов. Углубленное изучение священных писаний и постоянное совершенствование процесса обучения привели к тому, что руководство ашрама сконцентрировалось на ведической концепции образования, отказавшись от излишне теоретических дисциплин и традиционной системы проверки знаний – оценок и экзаменов. Акцент ставится на развитии глубоких отношений между преданными и серьезной работе над качествами характера студентов. Здесь учащиеся имеют возможность полностью погрузиться в процесс преданного служения Богу под руководством опытных наставников и получить реальный духовный опыт.

 

История Ашрама История Божеств Система образования Учебное расписание

История Ашрама

Любой успешный проект в этом мире начинается с мощной, глубокой идеи.  Идея создать духовную академию, где молодые вайшнавы могли бы получать систематическое образование, возникла у Бхакти Вигьяна Госвами еще в начале 2000-х. Махарадж постоянно повторял, что без знания шастр невозможно ни серьезно практиковать духовную науку, ни успешно проповедовать.

Когда в 2004 году снесли храм на Беговой, московские брахмачари остались без своего здания. И тогда было принято решение строить ашрам под Москвой. Преданные купили землю и начали строительство. Брахмачари в то время жили на съемных квартирах и в одном частном доме за городом. Между тем, Госвами махарадж продолжал убеждать вайшнавов в том, что российскому ИСККОН жизненно необходим образовательный центр: “Мы сейчас строим ашрам, но недостаточно просто туда узлы и котомки перевезти, нужно уже сейчас формировать новое настроение, новую атмосферу. Нам нужен ашрам, где мы могли бы воспитывать серьзных, глубоких преданных, основываясь на изучении шастр”.

Готовясь к жизни в новом ашраме, московские брахмачари предпринимали попытки ввести в свой распорядок дня обучение: днем все преданные распространяли книги, а вечером – изучали шастры. Но совмещать санкиртану и образование было очень сложно.

В январе 2006 года около 30-ти брахмачари во главе с Даяваном прабху поселились в двух деревянных домах в деревне Юрлово. В течение двух месяцев преданные тяжело трудились – они полностью взяли на себя внутреннюю отделку зданий.

Уже весной вайшнавы объявили о наборе студентов. Новому ашраму дали довольно смелое и многообещающее название — “Школа садху”.  Первыми студентами “Школы” стали Радхика Раман прабху, Тхакур Харидас прабху, Нимай Сундара прабху, Дамодар Дулал прабху и другие. Практика чередования санкиртаны и обучения продолжилась – две недели студенты распространяли книги, а две недели – учились.  Огромный вклад в формирование ашрама внес первый его руководитель – Даяван прабху.  Он заложил духовный фундамент этого учебного заведения – сформировал систему наставничества, наладил стабильную садхану, привил культуру воспевания святого имени, установил главные ценности ашрама… Серьезным подспорьем в этой работе был приезд лидеров знаменитого храма Чоупатти в Мумбаи – Гоур Гопала прабху и Радха Гопинатха прабху. Они передали новому ашраму дух общины Радханатха Свами – искреннее желание заботиться о преданных и смиренно служить миссии Шрилы Прабхупады.

Осенью 2007 года в ашрам приехали новые студенты. Название духовной академии изменилось – теперь она стала называться “Школа проповедников”. Однако в сфере образования назревал кризис: идея чередования распространения книг и обучения исчерпала себя. Преданные поняли, что нужно сконцентрироваться на чем-то одном. И тут мнения руководящего совета “Школы проповедников” разделились: кто-то предлагал заниматься только санкиртаной, а кто-то хотел углубиться в изучение шастр. В результате весной 2008 года Даяван прабху создал на базе храма на Динамо “Ашрам санкиртаны”, а ректором духовной академии стал выпускник первого набора “Школы проповедников” — Нимай Сундара прабху.

При нем сформировалась структура ашрама: образовательный отдел, воспитательный,хозяйственный, финансовый отделы и отдел сбора  пожертвований. За каждую сферу теперь отвечали конкретные преданные, обязанности которых были четко прописаны.  Основной упор руководство ашрама решило сделать на воспитание и заботу о молодых преданных. Все остальные отделы ашрама должны были работать на эту идею.

Обучение стало основным занятием студентов – на санкиртану теперь выходили только в декабре – на марафон Шрилы Прабхупады. Это дало возможность более глубоко погружаться в изучение шастр. Определили и срок обучения для студентов — 2 года.

Сам учебный процесс тоже претерпел очень серьезные изменения – Нимай Сундара прабху при помощи Апрамеатмы прабху и матаджи Лила-Нандини внес современный подход к образованию: кроме духовных дисциплин студентам начали преподавать тайм-менеджмент, учить умению правильно конспектировать и структурировать изученный материал.

И, наконец, впервые появилась стройная и упорядоченная образовательная программа: в начале каждого учебного года стали утверждать план обучения на целый год, в котором были обозначены все курсы и семинары, и количество часов, выделенных на них. Каждый преподаватель был обязан иметь конспект-план каждого занятия и курса в целом.

Вайшнавы “Ашрама Бхактиведанты” переняли много традиций брахмачари Чоупатти – в частности, еженедельные дни ашрама, которые были призваны сплотить команду.

Также были введены регулярные рефлексии – встречи, на которых преданные делились своими духовными откровениями, переживаниями и проблемами. Это очень сблизило вайшнавов.

В 2009 году ашрам снова сменил название – теперь он стал называться “Ашрам Бхактиведанты”. У духовной академии появился свой слоган и логотип.

В результате этих преобразований в Ашрам Бхактиведанты начали приезжать сотни вайшнавов, и он стал известен не только в России, но и зарубежом.  Преданные, побывавшие в Ашраме, отмечали, что все в нем организовано на высшем уровне, все продумано до мелочей, а главное, что чувствуется удивительная атмосфера взаимопонимания и доверия.

В 2012 году ректором Ашрама Бхактиведанты становится Ананта Шри прабху, который ранее отвечал за работу образовательного отдела.  В четко сложившуюся структуру Ананта Шри прабху внес глубину: преданные стали более серьезно изучать писания (например, у вайшнавов вошло в норму учить много шлок), погружаться в киртан (в ашрам приехали профессиональные киртании, и воспевание святых имен стало занимать очень серьезное место в образовательном процессе), многие осознали необходимость стабильной садханы (Ананта Шри прабху подавал пример неукоснительного следования садхане), появился горячий интерес к глубокому погружению в бхаджан.

На внешнем уровне Ашрам Бхактиведанты тоже очень динамично развивался: благодаря Матхурананде прабху заработала система сбора пожертвований, и Ашрам вышел на самоокупаемость; брахмачари начали проводить интернет-вебинары, чтобы делиться своими знаниями с теми, кто по тем или иным причинам не может приехать в Ашрам, и кулинарные курсы “Амрита Лока; также студенты и выпускники Ашрама начали проповедовать по всей России, проводя лекции и семинары. Кроме того, несколько лет назад Ашрам Бхактиведанты начал помогать организовывать образование в четырех ашрамах – в Краснодаре, Тюмени, Омске и Волжском (Волгоградская область).

В 2017 году у Ашрама Бхактиведанты начался новый этап —  было решено полностью сменить систему обучения. Основываясь на огромном педагогическом опыте, накопленном за 10 лет, руководство Ашрама отменило традиционную для Запада систему оценок и экзаменов, упразднило слишком теоретические предметы и дисциплины, далекие от практики. Теперь в центре образовательного процесса – совместное обсуждение шастр, работа на качествами характера студентов и развитие глубоких отношений между вайшнавами.

История Божеств

video-poster video-poster

Шри Шри Гаура Нитай – это первые в России большие Божества, изготовленные в Навадвипе в 1994 году по заказу одного из первых вайшнавов в СССР — Видуры прабху.

 

Первый даршан Шри Шри Гаура Нитай состоялся 28 мая 1995 года в вайшнавской общине «Сухарево» в присутствии Шрилы Ниранджаны Свами, Харикеши Свами и Вайдьянатха прабху (будущего Бхакти Вигьяна Госвами). Торжественно протрубили раковины, пуджари открыл занавес… Божества стояли в подвенечных платьях. Преданные обомлели, санньяси начали смеяться. Оказывается, Харикеша махарадж попросил вайшнавов, чтобы Божества выглядели неотразимо — как «невесты на выданье». Преданные выполнили наказ духовного учителя буквально.


Божества провели в Сухарево 12 лет, вдохновляя вайшнавов работать над собой, углубляться в духовную практику и нести знание Вед другим людям. В те годы результаты санкиртаны были рекордными, при том, что распространять книги приходилось в крайне тяжелых условиях.


В 2007 году община в Сухарево закрылась и Шри Шри Гаура Нитай переехали… на кондитерскую фабрику. Других вариантов просто не было. Божества ютились в маленьком подсобном помещении, прямо над торговым цехом. Однако было очевидно, что Им нравилось лакомиться изысканными сладостями, поднесенными Им преданными. Многие отмечали, что Они заметно поправились в то время…

Однако этот период продлился недолго. У руководства кондитерского цеха начались трудности: однажды в помещение ворвались сотрудники милиции и запретили проводить религиозные ритуалы в цеху. Какое-то время Божеств прятали от посторонних глаз, их видел лишь пуджари. Вскоре было решено, что у Шри Шри Гаура-Нитай должен появиться новый дом. Выбор пал на Ашрам Бхактиведанты. Причем накануне всех этих событий Трилокатме прабху, бессменному пуджари Божеств, приснился сон, в котором он увидел Гаура Нитай и юрловские пейзажи – поле и небольшой лесок. Божества заранее знали куда переедут!

Шри Шри Гаура Нитай живут в Ашраме Бхактиведанты до сих пор, вдохновляя преданных глубоко изучать священные писания и делиться этими знаниями с другими. Помня об Их пристрастии к сладкому, повара отдельно добавляют двойную порцию сахара в напиток Их Светлостей, а хозяева кондитерской фабрики каждую неделю угощают Божеств тортами собственного производства.

Система образования

В последние годы наше общество хорошо освоило западный формат образования: в любой вайшнавской общине проводятся различные семинары, обучающие программы. Чтобы что-то изучить, преданным даже не обязательно выходить из своей квартиры – в интернете есть онлайн-курсы и вебинары.  Ведическое знание приобретает популярность и становится все более доступным. И это замечательно. Но команда Ашрама Бхактиведанты выбрала другой путь развития.

 

В ашраме применяется традиционный формат ведического образования, когда обучение и наставничество очень тесно переплетены между собой.

 

«Если раньше мы говорили абитуриентам: «Мы позвали вас учиться, но мы вас обманули. Мы позвали вас, чтобы развить с вами отношения», то теперь мы говорим прямо: «Наша цель – дать вам глубокие отношения и живое, практичное сознание Кришны!»

 

Обучение построено таким образом, что у студентов не будет множества различных предметов и калейдоскопа сменяющих друг друга преподавателей – с ними тесно работают всего два куратора. Также нет и привычной для Запада системы проверки знаний – оценок и экзаменов. Более того, в новой учебной программе ашрама нет сухой теории, формальностей, которые сложно применить на практике.

Главный результат образования – это не диплом выпускника или доскональное знание шастр, а кардинальные изменения качеств характера студентов. Кроме того, обучение в ашраме позволит погрузиться в прямые анги преданного служения, утвердиться в них и на практике почувствовать вкус предания Кришне.

Обучение длится один год. С сентября по декабрь заботиться о студентах будет Ананташри дас, а с января по май – Кешава Кришна дас.

 

По завершению первого года образования старшие вайшнавы ашрама, имеющие большой опыт наставничества, помогут выпускникам определиться, как и где продолжить своё служение и развитие в сознании Кришны: пройти бхакти-шастры в Ашраме Бхактиведанты (2-ой курс), служить в другом брахмачари ашраме или помогать проповедническим проектам.

Обязательное условие обучения  — прохождение практики (для закончивших 1-ый курс – полгода, для отучившихся два курса — год).

Учебное расписание

Учебное расписание с 1 сентября по 30 апреля:

 

  • 10:30-12.00 – Обсуждение священных писаний с куратором (темы обсуждений: самбандха, абхидхейа, прайоджана, гуру-таттва, нама-таттва, отношения с преданными, Шрила Прабхупада и многое другое)
  • 12:45-14.20 – Самоподготовка / специализация (пуджа, кулинария, музыка, ораторское мастерство и т.п.)
  • 16:00-18.00 – Чтение книг Шрилы Прабхупады

 

 

С 1 мая по 31 августа – совместное служение в Ашраме Бхактиведанты.