Статьи
Главная История Ашрама

История Ашрама

Ашрам Бхактиведанты (Москва) — образовательный центр Международного общества Сознания Кришны, созданный под руководством Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами.

Любой успешный проект в этом мире начинается с мощной, глубокой идеи.  Идея создать духовную академию, где молодые вайшнавы могли бы получать систематическое образование, возникла у Бхакти Вигьяна Госвами еще в начале 2000-х. Махарадж постоянно повторял, что без знания шастр невозможно ни серьезно практиковать духовную науку, ни успешно проповедовать.

 

Когда в 2004 году снесли храм на Беговой, московские брахмачари остались без своего здания. И тогда было принято решение строить ашрам под Москвой. Преданные купили землю и начали строительство. Брахмачари в то время жили на съемных квартирах и в одном частном доме за городом. Между тем, Госвами махарадж продолжал убеждать вайшнавов в том, что российскому ИСККОН жизненно необходим образовательный центр: “Мы сейчас строим ашрам, но недостаточно просто туда узлы и котомки перевезти, нужно уже сейчас формировать новое настроение, новую атмосферу. Нам нужен ашрам, где мы могли бы воспитывать серьзных, глубоких преданных, основываясь на изучении шастр”.

Готовясь к жизни в новом ашраме, московские брахмачари предпринимали попытки ввести в свой распорядок дня обучение: днем все преданные распространяли книги, а вечером – изучали шастры. Но совмещать санкиртану и образование было очень сложно.

В январе 2006 года около 30-ти брахмачари во главе с Даяваном прабху поселились в двух деревянных домах в деревне Юрлово. В течение двух месяцев преданные тяжело трудились – они полностью взяли на себя внутреннюю отделку зданий.

Уже весной вайшнавы объявили о наборе студентов. Новому ашраму дали довольно смелое и многообещающее название — “Школа садху”.  Первыми студентами “Школы” стали Радхика Раман прабху, Тхакур Харидас прабху, Нимай Сундара прабху, Дамодар Дулал прабху и другие. Практика чередования санкиртаны и обучения продолжилась – две недели студенты распространяли книги, а две недели – учились.  Огромный вклад в формирование ашрама внес первый его руководитель – Даяван прабху.  Он заложил духовный фундамент этого учебного заведения – сформировал систему наставничества, наладил стабильную садхану, привил культуру воспевания святого имени, установил главные ценности ашрама… Серьезным подспорьем в этой работе был приезд лидеров знаменитого храма Чоупатти в Мумбаи – Гоур Гопала прабху и Радха Гопинатха прабху. Они передали новому ашраму дух общины Радханатха Свами – искреннее желание заботиться о преданных и смиренно служить миссии Шрилы Прабхупады.

Осенью 2007 года в ашрам приехали новые студенты. Название духовной академии изменилось – теперь она стала называться “Школа проповедников”. Однако в сфере образования назревал кризис: идея чередования распространения книг и обучения исчерпала себя. Преданные поняли, что нужно сконцентрироваться на чем-то одном. И тут мнения руководящего совета “Школы проповедников” разделились: кто-то предлагал заниматься только санкиртаной, а кто-то хотел углубиться в изучение шастр. В результате весной 2008 года Даяван прабху создал на базе храма на Динамо “Ашрам санкиртаны”, а ректором духовной академии стал выпускник первого набора “Школы проповедников” — Нимай Сундара прабху.

При нем сформировалась структура ашрама: образовательный отдел, воспитательный,хозяйственный, финансовый отделы и отдел сбора  пожертвований. За каждую сферу теперь отвечали конкретные преданные, обязанности которых были четко прописаны.  Основной упор руководство ашрама решило сделать на воспитание и заботу о молодых преданных. Все остальные отделы ашрама должны были работать на эту идею.

Обучение стало основным занятием студентов – на санкиртану теперь выходили только в декабре – на марафон Шрилы Прабхупады. Это дало возможность более глубоко погружаться в изучение шастр.

Сам учебный процесс тоже претерпел очень серьезные изменения – Нимай Сундара прабху при помощи Апрамеатмы прабху и матаджи Лила-Нандини внес современный подход к образованию: кроме духовных дисциплин студентам начали преподавать тайм-менеджмент, учить умению правильно конспектировать и структурировать изученный материал.

И, наконец, впервые появилась стройная и упорядоченная образовательная программа: в начале каждого учебного года стали утверждать план обучения на целый год, в котором были обозначены все курсы и семинары, и количество часов, выделенных на них. Каждый преподаватель был обязан иметь конспект-план каждого занятия и курса в целом.

Вайшнавы “Ашрама Бхактиведанты” переняли много традиций брахмачари Чоупатти – в частности, еженедельные дни ашрама, которые были призваны сплотить команду.

Также были введены регулярные рефлексии – встречи, на которых преданные делились своими духовными откровениями, переживаниями и проблемами. Это очень сблизило вайшнавов.

В 2009 году ашрам снова сменил название – теперь он стал называться “Ашрам Бхактиведанты”. У духовной академии появился свой слоган и логотип.

Преданные, побывавшие в Ашраме, отмечали, что все в нем организовано на высшем уровне, все продумано до мелочей, а главное, что чувствуется удивительная атмосфера взаимопонимания и доверия.

В 2012 году ректором Ашрама Бхактиведанты становится Ананта Шри прабху, который ранее отвечал за работу образовательного отдела.  В четко сложившуюся структуру Ананта Шри прабху внес глубину: преданные стали более серьезно изучать писания (например, у вайшнавов вошло в норму учить много шлок), погружаться в киртан (в ашрам приехали профессиональные киртании, и воспевание святых имен стало занимать очень серьезное место в образовательном процессе), многие осознали необходимость стабильной садханы (Ананта Шри прабху подавал пример неукоснительного следования садхане), появился горячий интерес к глубокому погружению в бхаджан.

На внешнем уровне Ашрам Бхактиведанты тоже очень динамично развивался: благодаря Матхурананде прабху заработала система сбора пожертвований, и Ашрам вышел на самоокупаемость; брахмачари начали проводить интернет-вебинары, чтобы делиться своими знаниями с теми, кто по тем или иным причинам не может приехать в Ашрам, и кулинарные курсы “Амрита Лока; также студенты и выпускники Ашрама начали проповедовать по всей России, проводя лекции и семинары. Кроме того, несколько лет назад Ашрам Бхактиведанты начал помогать организовывать образование в четырех ашрамах – в Краснодаре, Тюмени, Омске и Волжском (Волгоградская область).