Наверх
событие 24.07.2017

Вишванатха Чакраварти. Ачарья смутной эпохи

Имя этого великого вайшнава можно все чаще услышать в лекциях. Благодаря переводам Бхану Махараджа нам стал доступен его замечательный комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Но далеко не все знают что Вишванатхе Чакраварти пришлось испытать на его духовном пути и насколько важен его вклад в нашу практику.

Вишванатха Чакраварти Тхакура родился в 1638 году в Западной Бенгалии в традиционной брахманской семье. Успешно изучив санскрит, он переехал в Сатьядабад, где принял прибежище у своего духовного учителя Шри Радха-Рамана Чакраварти, принадлежащего к ученической преемственности Нароттама Даса Тхакура. Под его руководством он изучил бхакти-шастры, науку преданного служения Господу. Женившись в юном возрасте, он оставался полностью безразличным к семейной жизни и потому очень скоро отрекся от мира. Переехав во Вриндаван, он поклонялся Божествам Шри Шри Радха-Гокулананды и той самой Говардхана-шиле, которую Господь Чайтанья лично передал Рагхунатхе Дасу Госвами.

Однажды Кришна пришел к нему во сне и попросил писать книги и комментировать труды Госвами. С этого момента Вишванатха Чакраварти полностью погрузился в писательскую деятельность. По словам очевидцев, как только он начинал писать, мистическим образом облака защищали его от палящего солнца. А однажды, когда во Врадже начался проливной дождь, на Вишванатху Чакраварти и его манускрипт не попало ни одной капли воды!

Как раз в это время началось опустошительное нашествие на Вриндаван императора Аурангзеба. Его воины оскверняли и разрушали храмы, убивали преданных и брахманов. К тому времени Вишванатха Чакраварти стал лидером всех вайшнавов Вриндавана. Трудно даже представить себе, какую огромную боль он испытывал при  виде страданий преданных и от осознания невозможности что-либо изменить! Обычно, столкнувшись с трудностями и внешне непреодолимыми препятствиями, люди начинают обвинять Бога в том, что Он не защищает своих преданных. Но именно в это время Вишванатха Чакраварти создал свои исполненные глубоких духовных переживаний комментарии к стихам десятой песни «Шримад-Бхагаватам», описывающие состояние сознания истинного вайшнава в подобной ситуации. Тат те ‘нукампам сусамикшамано – преданный считает, что Кришна очень милостив, послав ему только малую толику страданий за совершенные им в прошлом грехи. При этом преданный продолжает всем сердцем служить Господу. Таково умонастроение, открывающее нам путь в духовный мир.

Будучи ачарьей нашей цепи ученической преемственности, Вишванатхе Чакраварти приходилось бороться за чистоту традиции. Особенно острым был конфликт с набирающим силу движением сахаджий, которое организовал Рупа Кавираджа. Эта группа псевдо-вайшнавов утверждала, что для следования по пути спонтанного преданного служения не надо никаких правил и принципов, и что можно пренебречь слушанием и повторением святого имени в пользу памятования. Своим поведением они отталкивали людей от чистого движения Господа Чайтаньи. Вдобавок они утверждали, что духовным учителем может быть только человек в отрешенном укладе жизни и ни в коем случае не семейный вайшнав. Вишванатха Чакраварти вел с ними непримиримую борьбу и полностью разбил их ложные представления в своих комментариях на третью песнь «Шримад-Бхагаватам», основываясь на «Бхакти-Сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Именно Вишванатха Чакраварти защитил честь Нароттама Даса Тхакура, написав санскритский комментарий на его «Према-бхакти-чандрику», сборник песен на простом бенгали. Вишванатха Чакраварти показал истинную суть чистого учения Нароттамы Даса Тхакура, опровергнув все доводы сахаджий, которые прикрывались этими трудами в попытках оправдать свои отклонения.

Сам Вишванатха Чакраварти очень строго следовал своим предшественникам. Кришнадаса Кавираджа Госвами в «Чайтанья-Чаритамрите» написал, что Кама-гайатри мантра состоит из 24 с половиной стихов. Вишванатха Чакраварти, великий знаток санскрита, используя все свое знание грамматики, насчитал 25 слогов. Отчаявшись подтвердить правильность объяснения столь важной для всех вайшнавов мантры и, подозревая, что в этом случае и вся остальная духовная практика может не привести к совершенству, Вишванатха Чакраварти решил совершить самоубийство. Какой смысл в нашем преданном служении, если оно не авторитетно и потому не приведет нас к лотосным стопам Господа? Нам это может показаться чем-то незначительным, но таково было умонастроение вайшнавов прошлого.

Чтобы спасти своего великого преданного, сама Шримати Радхарани пришла во сне к Вишванатхе Чакраварти и подсказала, что в книге «Варнагама-бхасвати» объясняется, почему слог йа перед ви в камадевайа видмахе считается половиной слога. Более того, Кама-гайатри описывает 24 с половиной луны различных частей тела Кришны, из которых Его лоб имеет форму половины луны. Получив таким образом милость самой Шримати Радхарани, Вишванатха Чакраварти почувствовал себя принятым в круг Ее сокровенных служанок и получил огромное вдохновение писать книги. Вся эта история вместе с подробным объяснением Кама-гайатри приводится в его книге «Мантрартха-дипика».

Еще один пример его строгого следования предыдущим святым проявился в его отношении к вопросу о свакия-расе. В своих трудах Рупа Госвами подчеркивал превосходство паракийа-расы — отношений Кришны с гопи, которые не замужем за Ним. Джива Госвами же в нескольких написанных позже рукописях прославил свакийа-расу, отношения с Господом в законном браке, и появилось мнение, что эти отношения и есть самое высшее проявление любви. Вишванатха Чакраварти написал книгу, вновь доказав превосходство незамужних отношений с Господом, вместе с тем подробно объясняя истинный смысл высказываний Дживы Госвами.

Вишванатха Чакраварти за 70 лет своей жизни написал около 40 в высшей степени возвышенных и важных для всех вайшнавов книг. В основном он описывал науку трансцендентных рас, тем самым продолжив дело Шрилы Рупы Госвами. Не случайно его считают вторым воплощением Рупы Госвами. Мы можем помолиться ему и попросить даровать нам такую же непоколебимую веру в парампару и твердую решимость на пути преданного служения Господу.