4) Для Вишванатхи Чакраварти Тхакура утверждения о приобретении расы через общение являются привычной нормой, которая настойчиво раз за разом звучит в его произведениях.
Бхагавад-Гита 7.16 Сарартха Варшнини
чатуртхйа джнана-мисрайас тата уткрстайас ту пхалам санта-ратих санакадисв ива | бхакта-бхагават-карунйадхикйа-васат касйасчит тасйах пхалам премоткарсас ча сри-сукадисв ива | карма-мисра бхактир йади нискама сйат тада тасйах пхалам джнана-мисра бхактих | тасйах пхалам уктам эва | квачич ча свабхавад эва дасади-бхакта-санготтха-васана васад ва джнана-кармади-мисра-бхактиматам апи дасйади-према сйат, кинту аисварйа-прадханам эвети |
«Усилия представителей четвёртой категории, которые занимаются гьяна-мишра-бхакти, приносят более возвышенные плоды, нежели усилия тех, кто практикует карма-мишра-бхакти. Такие гьяни обретают шанта-рати, присущее, например, Кумарам во главе с Санакой. По особой милости Шри Бхагавана и Его преданных этот вид бхакти может перерасти в премоткаршу, или совершенство премы, как это произошло в случае с Шукадевой Госвами. Если карма-мишра-бхакти практиковать на уровне нишкамы (бескорыстия), то оно приведёт к гьяна-мишра-бхакти, о плодах которого только что было сказано.
Бывает, что человек, практикующий гьяна-мишру или карма-мишра-бхакти, обретает прему в настроении дасьи (служения) или в иных настроениях; это происходит благодаря его общению с бхактами, которые обладают подобными бхавами — дасья-бхавой и другими. Но в обретённой таким образом преме всё же преобладает айшварья».
Бхакти Рассамрита Синдху 2.5.38
йатхоттарам асау свāда-виш́ешоллāсамайй апи | ратир вāсанайā свāдвӣ бхāсате кāпи касйачит
В этих пяти формах рати по нарастающей (от шуддхи к прията-рати) увеличивается блаженство, что совпадает с увеличением разнообразия вкусов. Преданный испытывает определенный вкус согласно своему предыдущему опыту.
Комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакур:
йатхā мадхурāмла-кат̣в-āди-расāнāм̇ мадхйе экасминн эва расе касйачана прāчӣна-вāсанайā ручир нāнйа-расе, татхаива дāсāдй-екатара-расе касйачид бхактасйа прāчӣна-вāсанайā | ким̇ вā, асминн эва джанмани тāдр̣ш́а-махат-кр̣пайā ручир нāнйатрети
«Подобно тому, как человек в силу приобретённых раннее впечатлений тяготеет к определённому вкусу и избегает другие среди разнообразия сладких, кислых, горьких и т.д. блюд, так и среди всех вкусов преданного служения, начиная с дасья расы, преданный предпочитает только один в силу впечатлений, обретённых в прошлых жизнях.
Или же, если он только в этой жизни впервые обретает духовный опыт, то его предпочтения определит общение с великими преданными, которые пробудят в нём вкус к той же расе, которой обладают сами, а не к другим».
Спешу признаться, что перевёл этот фрагмент по-другому, чем Бану Свами, который пишет следующее: «Из-за впечатлений, полученных в прошлой жизни от определенной расы, такой как дасья, в этой жизни человек также имеет только этот вкус, а не другие, по милости великого преданного с таким же вкусом». Для защиты своей версии трактовки санскрита привожу следом идентичное размышление Вишванатхи Чакраварти Тхакура из Рага-вартма-чандрики 1.6:
са ча бхагават кр̣пā хетуко’нурāгӣ бхакта кр̣пā хетукаш́ чети дви видхах̣. татра бхакта кр̣пā хетуко дви видхах̣, прāктана āдхуникаш́ ча. прāктанах̣ паурва бхавика тāдр̣ш́а бхакта кр̣поттхах̣, āдхуниках̣ этадж джанмāвадхи тāдр̣ш́а бхакта кр̣поттах̣. āдйе сати лобхāнантарам̇ тāдр̣ш́а гуру чаран̣āш́райан̣ам. двитӣйе гуру чаран̣āш́райāнантарам̇ лобха правр̣ттир бхавати.
«Духовная жажда приходит только по милости Бхагавана или преданного. Духовная жажда, пробудившаяся по милости преданного, бывает двух видов: 1) если человек обрел милость преданного, наделенного определённым настроением, в прошлой жизни, то пробудившаяся в нем духовная жажда называется практана — пришедшая из прошлого; 2) если человек обрел милость такого преданного в этой жизни, то возникшая в нем духовная жажда называется адхуника — появившаяся в настоящем. Те, кто обрели лобху в прошлой жизни, с ее пробуждением без промедления принимают прибежище у лотосных стоп гуру. Вторые же сначала принимают прибежище у гуру, а потом под его руководством обретают духовную жажду».
5) Теперь Рупа Госвами в Бхакти Рассамрита Синдху даст основания, которые будут подкреплены комментариями Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти Тхакура, для утверждения того, что раса определяется общением. Чтобы уловить все детали, нужно не торопиться с выводами и прочитать весь фрагмент целиком.
Бхакти Рассамрита Синдху 2.5.12
атха сваччхā – тат-тат-сāдханато нāнā-видха-бхакти-прасан̇гатах̣ | сāдхāкāнāм̇ ту ваивидхйам̇ йāнтӣ сваччхā ратир матā
Если по причине общения с разными преданными и следования различным методам духовной практики человек переживает проявления различных рати, то такая рати называется сваччха-рати (прозрачная).
Бхакти Рассамрита Синдху 2.5.13
йадā йāдр̣ш́ӣ бхакте сйāд āсактис тāдр̣ш́ам̇ тадā | рӯпам̇ спхат̣икавад дхатте сваччхāсау тена кӣртитā
Когда рати преданного, подобная чистому хрусталю, по своей форме начинает напоминать рати того, к кому этот преданный привязан, то такую рати называют сваччха-рати.
Комментарий Дживы Госвами:
Шримад Бхагаватам 10.51.53
бхавāпаварго бхрамато йадā бхаведж джанасйа тархй ачйута сат-самāгамах̣ сат-сан̇гамо йархи тадаива сад-гатау парāвареш́е твайи джāйате матих̣
«О Ачьюта, когда материальное существование скитающейся по миру души подходит к концу, она встречается с Твоими преданными. Общаясь с ними, человек обретает привязанность к Тебе, конечной цели Твоих преданных, повелителю всех причин и следствий».
итй āдишу бхакта-прасан̇гасйаива рати-бӣджа-рӯпатвāт | нāнā-видха-бхактāнāм̇ прасан̇гатас татра ча джала-секāди-рӯпāт тат-тат-сāдханатах̣ сāдхакāнāм̇ ваивидхйам̇
«Данный стих показывает, как общение с преданными выступает в роли семени рати. Посредством общения с различными типами преданных будут практиковаться различные виды садханы, что подобно поливанию этого семени. Этот процесс повлечет за собой проявление в практикующем различных бхав».
Бхакти Расамрита Синдху Бинду, комментарий Вишванатхи Чакрварти Тхакура, 17 текст:
сāмāнйа-рӯпах̣ сваччха-рӯпаш́ ча ш́āнтāди-пашча-видха-рӯпаш́ ча. экаика-раса-ништ̣ха-бхакта-сан̇га-рахитасйа сāмāнйа-джанасйа сāмāнйа-бхаджана-парипāкен̣а сāмāнйа-рати-рӯпаш́ ча стхāйӣ бхāво йо бхавати са сāмāнйа-рӯпах̣. ш́антāди-пашча-видха-бхактешв апи авиш́ешен̣а кр̣̄та-сан̇гасйа тат-тад бхаджана-парипāкен̣а пашча-видхā ратис тат-тад бхакта-сан̇га-васати-кāла-бхедена йодайате йатхā кадāчит ш́āнтих̣ кадāчит дāсйам̇, кадāчит сакхйам̇, кадāчит вāтсалйам̇, кадāчит кāнтā-бхāваш́ ча, на тв экатра ништ̣хатвам̇ тадā сваччха-рати-рӯпах̣. атха пр̣̄тхак-пр̣̄тхак расаика-ништ̣хешу бхактешу ш́āнтйāди-пашча-видха-рӯпах̣. ш́āнта-бхактāнāм̇ ш́āнтих̣. дāсйа-бхактāнāм̇ дāсйа-ратих̣. сакхйа-бхактāнāм̇ сакхйам. вāтсалйа-бхактāнāм̇ вāтсалйам.
«Здесь речь пойдет о стхайибхаве, которая бывает трех видов: саманья (общая), сваччха (отраженная) и одна из пяти возможных, таких, как шанта, дасъя и т.д.
Саманья
Обычный человек, который никогда не общался с преданными, утвердившимися в одной из трансцендентных рас, может обрести рати общего характера, достигнув зрелости в своем повседневном бхаджане. Такой тип рати известен как саманья стхайибхава. Она считается неопределенной, потому что не обладает никакими особыми характеристиками шанты, дасьи и так далее.
Сваччха
Если человек постоянно общается с разнонаправленными преданными, утвердившимися в одной из пяти рас, то, достигнув зрелости в своем бхаджане, в разное время он может испытывать все пять видов рати в зависимости о того, с кем он общается. Общаясь с шанта-бхактами, он проявляет шанта-рати; с дасья-бхактами — дасья-рати; с сакхъя-бхактами — сакхья-рати; с ватсалья-бхактами — ватсалья-рати; с преданными в настроении мадхурья он проявляет мадхура-рати. Тем не менее он не утвердился ни в одной из названных бхав. Такой тип рати называется сваччха-стхайибхава.
Пять видов стхайибхавы.
Пять видов рати, свойственные преданным, утвердившимся в своем настроении (шанта-бхаве и так далее), известны как пять типов стхайибхавы. Общаясь с преданным, утвердившимся в одной из рас, возможно обрести только один из пяти видов расы, достигнув зрелости в бхаджане. У шанта- бхакт пробуждается шанта-рати; у дасъя-бхакт — дасья-рати; у сакхья-бхакт — сакхья-рати, у ватсалья-бхакт — ватсалья-рати, а у мадхурья-бхакт — мадхурья-рати. Таким образом, шанта, дасья, сакхья, ватсалъя и мадхурья являются пятью основными расами, в которых каждая последующая превосходит предыдущую».