Акшаджа прабху – один из старших вайшнавов и преподавателей Ашрама Бхактиведанты. Разрабатывает учебные курсы для студентов ашрама. С проповедническими лекциями для вайшнавов, в основном, посещает города Золотого кольца.
В детстве у меня был какой-то протест против смерти. Будучи пятиклассником, я, лежа в постели, представлял себе, что умру и меня никогда больше не будет. Эта мысль леденящим холодом пронизывала меня. Становилось как-то не по себе: противно, тошно, страшно. Я не мог с этим согласиться. Поэтому духовность уже тогда бессознательно стала для меня единственной альтернативой.
Я всегда чувствовал симпатию к Иисусу Христу, хотя ее трудно было обосновать логически. В меня это как-то изначально было встроено. Я стремился к чистоте, к бескорыстию. И у меня никогда не было много друзей.
С сознанием Кришны я познакомился… на картошке. Осенью 1991 года мы всем курсом поехали на сельхозработы. Я учился в Обнинском институте атомной энергетики. У нас была специализация – ядерная физика, физика элементарных частиц. Я был «правильным» студентом, не шалопаем и разгильдяем, хотел стать ученым и общался, в основном, с «технарями», которые особо не интересовались философией. Но в нашу команду как-то затесался один гуманитарий, и у него была Бхагавад-гита. Он что-то пытался рассказывать ребятам о Кришне, но они только посмеивались над ним. А я заинтересовался.
Бхагавад-гита давала мне удивительное спокойствие. Иногда я возвращался в свою комнату уже за полночь, причем в очень взбудораженном состоянии. Признаюсь, мы с друзьями любили поиграть в карты. И вот после всего этого я брал Гиту, читал ее 15 минут и мне становилось очень хорошо и спокойно.
«Переезжай в храм и ни о чем не беспокойся!», – сказал мне в какой-то момент мой первый гуру. Я и сам к тому времени охладел к научной деятельности, переселился в пустующую квартиру намахатты, не видел смысла продолжать обучение, бросил университет. Да, это был юношеский максимализм, но я никогда не жалел об этом решении. Я принял его, руководствуясь мнением старших.
Три года я не навещал родителей, погрузившись в распространение книг. Это была моя ошибка. Потом я понял, что поступил неправильно, и восстановил отношения с ними. К счастью, отец и мать не стали держать на меня обиду. Через 10 лет после того, как я начал практиковать Харе Кришна, мой папа серьезно принял православие. Несмотря на то, что он не разделяет моих убеждений, он меня не критикует. Хотя, конечно, папа хотел бы меня видеть в рядах православных.
От серьезных кризисов меня всегда спасали две святыни – маха-мантра и общение с вайшнавами. Старшие преданные изначально вложили в меня понимание того, что Святое имя – главное наше богатство и что к преданным Господа нужно относиться с трепетом и вниманием, стараться служить им как можно лучше. Плюс я старался проповедовать, зная, что проповедник пользуется особой благосклонностью Господа Чайтаньи. Это меня спасает и по сей день.
Санкиртана всегда была для меня главным служением. При этом у меня никогда не получалось распространять много книг. Но я искренне горел санкиртаной, потому что знал, что это приносит удовольствие Шриле Прабхупаде. К сожалению, позже я все реже и реже стал распространять книги из-за пошатнувшегося здоровья. К тому же, появились и другие виды служения – проповедь в регионах и преподавание в Ашраме Бхактиведанты. Сначала мне было сложно перестроиться, это вызывало внутренний дискомфорт. Как будто я предаю себя, от чего-то важного отхожу…
Поверхностное, теоретическое знание – в основном, таким был результат курсов Бхакти-шастри старой формации. Это – не только моё мнение, так чувствовали многие преданные, которые эти курсы проходили. Эти занятия не меняют жизнь кардинальным образом. Ашрам Бхактиведанты – это совершенно другое. Я нигде не видел, чтобы начинающие вайшнавы так быстро мужали и зрели в духовном смысле. В Ашрам приезжают молодые ребята, у которых еще нет ни ясного понимания философии, ни уверенной практики. И те, кто проводят здесь хотя бы 2-3 года, становятся очень устойчивыми, зрелыми вайшнавами. Причем не замкнутыми на себе, а желающими делиться этим знанием с другими. Я думаю, этим и ценен Ашрам Бхактиведанты.
Хочется, чтобы к нам приезжало больше студентов! Понятно, что мы ограничены объективными факторами, но в будущем хотелось бы. Преподаватели Ашрама Бхактиведанты прилагают столько усилий, и столько преданных со всей России нам помогает, а получается, что вайшнавов, обслуживающих образовательный процесс, в ашраме – 30, а студентов – вдвое меньше. Это не очень эффективно если учесть, что других крупных проповеднических проектов подобного рода, по большому счету, нет.
В российском ИСККОН сейчас идет работа на углубление. По крайней мере, в тех ятрах, в которых я бываю. Я вижу, что не так много людей присоединяется в нашему Движению как раньше, но и не так много людей уходит. В 90-х это был конвейер. В сухаревском брахмачари-ашраме в середине 90-х у нас было в среднем 120 брахмачари, а за все время через наш ашрам прошло более тысячи человек. К счастью, не все прошли мимо ИСККОН, но достаточно много людей сгинуло в дебрях и болотах материального мира. До середины 2000-х годов вообще все было достаточно спонтанно. У многих были свои представления о том, что такое чистое бхакти и как это бхакти нужно практиковать. Все было достаточно разрозненно, разобщено, покрыто изрядной долей эгоизма. Но сейчас мы видим, что преданные пытаются действовать в едином ключе. Упор делается на углубление знания, на заботу о вайшнавах, развитие единого понимания и подхода к практике преданного служения.
Духовная жизнь должна быть жизнью, а не существованием. Нам стоит заниматься практикой с пылом и жаром, понимая, что это – главная и единственная ценность, а все остальные вещи – временные и незначительные. Меня недавно вдохновили слова одной серьезной преданной, супруги моего близкого друга. Этот мой друг рассказал, что его жена каждый день как минимум на час в день выходит с двумя другими матаджи на улицу и они проповедуют – одна поет, другие раздают книги и прасад. Она делает так уже много лет, и он передал мне ее слова: «Я хочу уже в этой жизни сжечь все мосты и вернуться к Кришне!». Эти слова вызвали у меня сильный резонанс. Я задал себе вопрос: «А насколько ты реально готов сжечь мосты, отдать Кришне всю свою энергию, мысли, сердце в этой жизни?» Я очень воодушевился, вспомнил тот энтузиазм, с которым проповедовал в начале своей духовной жизни, увидел на фоне слов этой чистой вайшнави свои ошибки и слабости. Я понял, что нужно всегда держаться таких садху, неважно, в каких они телах и какое формальное положение занимают в обществе преданных. В этом – суть сознания Кришны.