Заключение
В ходе рассмотрения этого вопроса было приведено очень много согласованных в одном ключе праман, которые создают цельную и гармоничную картину, где ничто не фонит и не выпадает.
Можно рассмотреть следующую аналогию. Атма подобна новорождённому, у которого есть все предпосылки, чтобы однажды заговорить, то есть обрести прему в одной из рас. Младенец – человек, а это значит, что у него есть мозг, язык, голосовые связки. Но заговорит он только в том случае, если будет находиться среди людей. От окружения также зависит, на каком языке он будет говорить (какую расу обретёт). Если он не будет соприкасаться с носителями того или иного языка, а вместо этого вырастет в стае волков, то этот потенциал не будет реализован.
Теперь нам только остаётся ждать исправлений, уточнений, новых доводов и указаний на ошибки со стороны глубоко мыслящих вайшнавов, которые со всей искренностью и усердием ищут абсолютную истину, погружаясь в бездонный океан бхакти шастр.
С огромной радостью и интересом предвкушаем исследования вайшнавов, которые смогут доходчиво, убедительно, без сектантского апломба объяснить утверждения о том, что раса предопределена, которые появляются у Бхактивинода Тхакура и последующих за ним ачарьев. То ли мы ошиблись и не смогли правильно вникнуть в этот вопрос, то ли ачарьи имели свои причины утверждать это в связи со временем, местом и обстоятельствами, то ли их слова нужно правильно понять и согласовать с предшественниками, то ли что-то ещё.
Чайтанья Чаритамрита Ади-лила, 7.37 (комментарий Шрилы Прабхупады)
«У каждого ачарьи есть свои методы проповеди, которые позволяют ему привести людей к сознанию Кришны. Методы одного ачарьи могут отличаться от методов другого, однако конечная цель остается той же».
Приведём несколько примеров противоположных утверждений:
«Даш́а-мӯла-таттва», Бхактивинод Тхакур, 10 глава, раздел «Необходимость принятия гуру»:
«Исследуя естественные наклонности своего ученика, гуру должен отнести его внутреннюю лобху (жажду) к одной из четырех рас (дасье, сакхье, ватсалье или мадхурье), и дать ученику соответствующие наставления. Иначе, предоставленный сам себе, ученик встанет на путь расы как самозванец, а его лобха и бхава никогда не достигнут зрелости. Разумеется, неправильно полагать, что все должны быть садхаками мадхурья-расы. Гуру, неспособный определить внутреннюю жажду своего ученика, должен, оставив всякое лицемерие, признать свою неспособность и отправить ученика к более достойному истинному гуру, который хорошо разбирается в науке расы. Если ученик остается без прибежища квалифицированного гуру, это равносильно духовной катастрофе».
От этой цитаты ещё можно было отмахнуться объяснениями о том, что вкус к определённому настроению мог возникнуть в прошлой жизни (праманы на эту тему мы уже приводили), и теперь нужно подпитывать именно его, а не что-то другое, или объяснением того, что для полноты интенсивности переживания расы на стадиях бхавы и премы нужны самскары как с этой, так и с прошлой жизни, которые как раз и должен определить гуру. Но с последующими фрагментами так легко уже не справиться. Всё же в качестве бонуса приведём эти объяснения. Вдруг они пригодятся исследователям этого вопроса.
Бхакти Рассамрита Синдху (2.1.6)
прāктанй āдхуникӣ чāсти йасйа сад-бхакти-вāсанā | эша бхакти-расāсвāдас тасйаива хр̣ди джāйате
«Вкус к бхакти-расе просыпается в сердце человека, имеющего опыт чистой бхакти с этой и с прошлых жизней».
Джива Госвами:
йадйапи ратер аститвенāдхуникӣ вāсанāстй эва, татхāпи расатāпаттау прāктанӣ чāваш́йам̇ мр̣гйата итй āха—прāктанӣти | прāг-джанма-джāтā прāктанӣ | āдхуникӣ джанманй асминн удбхӯтā чети мадхйе тиродхāнāпекшайаива бхедо вивакшитах̣ | идам апи прāйикам | тāтпарйам̇ ту ратй-атиш́айа эва джн̃ейам
«Для возникновения рати необходимы впечатления, обретённые в этой жизни. Но вместе с тем для переживания расы также нужны впечатления с прошлой жизни. Наличие самскар в этой жизни для пробуждения предыдущего опыта является обязательным условием для преданных, которые не являются нитья-сиддхами (дословно «для тех, кто оставляет тела»). Это общий случай, который рассматривается в книге. Важным условием возникновения бхакти-расы является большая интенсивность рати, которая обеспечивается самскарами из прошлой жизни, но их нужно пробудить самскарами из этой жизни».
Вишванатха Чакраварти Тхакур:
йадйапи ратер аститвенāдхуникӣ вāсанāстй эва, татхāпи спашт̣атāртхам уктам | прāктанӣ вāсанā ту ратй-āсвāде’ваш́йам апекшитā | ата эва экасминн эва джанмани даивāн нирапарāдхаир гуру-пāдāш́райан̣āдибхир бхаджанаис тасминн эва джанмани ратау джāтāйāм апи тасйāх̣ āсвāдах̣, кинту джанмāнтара ити бодхйам
«Хотя для возникновения рати необходимы недавние впечатления, впечатления прошлых жизней также нужны для того, чтобы почувствовать вкус рати. Хотя в этой жизни рати появляется у тех, кто предался гуру, совершил бхакти и уничтожил все оскорбления, вкус к рати возникает из опыта и действий в предыдущих жизнях».
Мукунда Госвами присоединяется: прāктанāдхуника-кӣртанāди-сам̇скāрāбхйāм эва ратӣ расатāм̇ на кевалетй – «наличие самскар от практики бхакти из этой и прошлой жизней позволяют проявиться вкусу (рати). Наличие какой-то одной категории самскар недостаточно».
Бхакти Рассамрита Синдху, 2.1.7 (комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура):
пӯрвоктāни бхāвоттха-кр̣тйāни ш́раван̣āдӣнй анутишт̣хатāм̇ ш́уддхāнāм̇ бхактāнāм̇ хр̣ди рāджантӣ, атха ча сам̇скāра-двайена прāктанй-āдхуникӣ-вāсанā-двайена уджджвалā ратир анубхавāдхвани гатаих̣
«Рати возникает в сердцах преданных, совершавших описанные выше виды деятельности, пронизанные милостью Господа (такие как киртана), и сила этой рати зависит от впечатлений из прошлой и этой жизней (самскара-йугалоджджвала)».
Теперь вернёмся к цитатам о предопределённости расы:
Хари-нāма-чинтāман̣и, 15.72-73 (комментарий Бхактивинода Тхакура):
«Когда духовный учитель выясняет личные склонности ученика, тот также должен помочь учителю, рассказав о своих предпочтениях. Пока гуру не выяснил склонности ученика, его указания нельзя считать абсолютными.
Склонности, сформированные заслугами человека как в этой, так и в предыдущих жизнях, называются ручи — вкус. Однако именно эта склонность является неотъемлемым свойством души. Если у человека нет естественной склонности к шрингара расе, а есть склонность к служению или дружбе, то его должны наставлять соответствующим образом; если нет, то это приведет к нежелательным последствиям.
В традиции Гаудиев широко известно, что великий преданный Шьямананда поначалу не знал о своей сиддха-ручи, или постоянной склонности к преданности. Поэтому его гуру посоветовал ему принять сакхья-расу, настроение дружбы. Однако позже, по милости Шрилы Дживы Госвами, Шьямананда понял, какой вид поклонения действительно привлекает его (мадхурья-раса). Учение Чайтаньи Махапрабху заключается в том, что каждый практикующий должен оцениваться как по склонностям, так и по квалификации».
Вайшнавизм — истиный и мнимый (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур):
«Все души, или дживы, в своей истинной сути связаны с Кришной, Сверхдушой, как Его:
- молчаливые слуги — Его флейта, посох и т. д.;
- слуги, садовники, дворники и т. д.;
- друзья, играющие с Ним;
- родители — Нанда, Яшода;
- супруги — Радха и Ее спутницы.
Эти отношения вечны и не могут изменяться или трансформироваться».
Шримад Бхагаватам, 1.1.3 (комментарий Шрилы Прабхупады):
«Шрути-мантры указывают, что каждое живое существо имеет свое изначальное, естественное положение с присущей ему определенной расой, которой оно обменивается с Личностью Бога. Изначальную расу в полной мере можно ощутить лишь в освобожденном состоянии».
Шримад Бхагаватам, 3.9.11 (комментарий Шрилы Прабхупады):
«Привязанность преданного к той или иной форме Господа определяется его естественными наклонностями. Будучи вечным слугой Господа, каждое живое существо имеет врожденную склонность к определенному виду трансцендентного служения. Господь Чайтанья утверждает, что живое существо является вечным слугой Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Следовательно, каждое живое существо вечно связано с Ним определенным типом взаимоотношений, проявляющихся в служении. Практика регламентированного преданного служения пробуждает в преданном привязанность к этому конкретному типу взаимоотношений с Господом, в результате чего у преданного развивается привязанность к одной из вечных форм Господа, подобная той, что живет в сердцах вечно освобожденных преданных. Привязанность к определенной форме Господа носит название сварупа-сиддхи».
Прабандха-панчакам (пять статей, опровергающих распространенные заблуждения в современном Гаудия вайшнавизме), Тридандисвами Шри Бхактиведанта Нараяна, приложение:
В этой статье Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа (из его книги «Жизнь и учение Ачарьи Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами») обсуждается еще один вопрос, в котором Сарасват-Гаудия-сампрадая не согласна с оппонентами из различных групп сахаджия-бабаджи, которые считают, будто у дживы нет изначально определённой сварупы.
Фрагменты:
1. Шрила Шридхар Махарадж дал следующий ответ на этот важный вопрос:
«Природа дживы — это атомарная, наделенная сознанием частица духовного солнца, Шри Кришны. В госвами-грантхах душа описывается как вибхиннамша-таттва Брахмана. Смысл вибхиннамша-таттвы состоит в том, что Бхагаван обладает агхатана-гхатана-пратияси-шакти, способностью творить невозможное. Когда в Бхагаване преобладает только Его джива-шакти, наделенная атомарным сознанием, все Его экспансии (амша) в этот момент называются вибхиннамша-джива. Но когда в том же Бхагаване преобладают все остальные энергии, Его экспансии в этот момент называются свамша. Таким образом, вибхиннамша-дживы вечны. И, несомненно, в них уже заложены присущие им методы бхагавата-севы, их имена, формы и т.д. Сокрытые майей, трансцендентные облик и качества дживы не раскрываются. По милости Бхагавана в процессе бхаджана в обществе садху душа освобождается от влияния майи, и присущая ей сварупа проявляется».
2. Закончив, Прапуджьячаран Шридхар Махарадж попросил нашего Гурупад-падму Шри Шримад Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджа сказать что-нибудь на эту тему. Шрила Гурудев сказал: «Я глубоко размышлял над этим вопросом и, согласно своим выводам и тому, что мы читаем в книгах Гаудия-вайшнавов, могу со всей определённостью поддержать Ваши заключения. Джива обладает своей сиддха-сварупой. Присущие ей имя, облик и т.д. — вечны».
В окончательном и бесповоротном завершении спешу напомнить:
Лекция Шрилы Прабхупады по Шримад Бхагаватам, 1.7.10 (9 сентября 1976 года, Вриндаван):
«Поэтому, насколько это возможно, попытайтесь понять. Как советовал Кришнадас Кавираджа Госвами, сиддхāнта балийā читте нā кара аласа, не ленитесь. Всегда пытайтесь понять Кришну с помощью сиддханты, с помощью ведических заключений, а не выдумывая свои собственные идеи. Сиддханта. Не ленитесь. Таково наставление Кавираджа Госвами.
Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 2.117:
сиддхāнта балийā читте нā кара аласа ихā хаите кр̣шн̣е лāге судр̣д̣ха мāнаса
Если вы учитесь в соответствии с выводами Вед, не выдумывайте свои идеи, не своевольничайте и не будьте сентименталистами… Если вы будете прилагать усилия в постижении сиддханты, тогда вы будете все более и более утверждёнными. ихā хаите кр̣шн̣е лāге судр̣д̣ха мāнаса. Тогда ваша жизнь станет успешной».