Проблема отцов и детей, то есть двух поколений, актуальна не только для общества в целом, но и для нашей замечательной духовной организации. Это просто обязательный элемент – ворчать, быть недовольным текущим положением дел, проявлять инициативу, которая не всегда получает одобрение, может быть, даже обижаться…
Так уж повелось: представители разных поколений по-разному смотрят на одни и те же вопросы, по-разному подходят к их решению. Смотрят-то по-разному, а вот ресурсы, власть, авторитет и полномочия находятся в руках старшего поколения. Так и возникают то тут, то там конфликтные ситуации и, попробуй разберись – то ли реакционный режим самодуров «гасит» инициативу и профессионализм, то ли неадекватная молодёжь самоотверженно пытается наделать каких-то глупостей. И есть еще масса других неприятных сценариев…
Проанализируем ситуацию с точки зрения младшего поколения. Совершенно неприемлемы: грубость, открытое пренебрежение старшими, критика – особенно с широкой оглаской, так, чтобы все желающие могли ей насладиться. Действительно, я могу быть с чем-то несогласным, и мне, действительно, могут указать на дверь и отказаться от моих услуг. Но как понять, прав ли я в своих попытках открыть всем им истину и изменить мир к лучшему? Понятно, что, по определению, все мои планы, замыслы и решения гениальны, и лучше придумать нельзя – ведь они же мои! Но практика показывает, что далеко не всегда это так. И в этом случае помочь разобраться во всем может наставник. Если он есть, я могу обсудить с ним мои гениальные соображения и получить, например, отрицательную оценку. В этом случае станет ясно, насколько наши с наставником отношения настоящие, особенно, если я сильно привязан к своим замыслам. Поменять задуманное, сделать по-другому, отказаться от войны за свою правоту – признаки свободы, обретаемой в результате правильного общения. Наставник даже может предложить нам сменить дислокацию, если служение в этом конкретном месте и этим конкретным вайшнавам не способствует нашему развитию и улучшению атмосферы в целом. Закончим тем, с чего начали – разрушительная критика, оскверняющая сознание окружающих, неприемлема. Проверьте свои идеи с наставником, обсудите своё несогласие с руководством. Будет лучше, чтобы вас представлял ваш наставник, а не вы сами говорили. Если ситуация фатальна, поменяйте место служения, но не становитесь причиной вражды и критики.
ваишнавера гуна-грахи, на декхайе доша
кайа-мано-вакйе каре ваишнава-сантоша
Он всегда принимал во внимание только хорошие качества вайшнавов и никогда ни в ком не искал недостатков. Все свое сердце он посвятил только тому, чтобы доставлять удовольствие вайшнавам. (ЧЧ, Ади, 8.62)
Что можно сказать по отношению к старшему поколению? Важно не быть истиной в последней инстанции. Важно, чтобы рядом со старшим были равные, которые могут урезонить и подсказать, когда лучше передать полномочия молодым преданным – у них лучше получится. Ведь один человек не может быть гениальным во всех сферах и никогда не ошибаться.
кршна-бхакти-джанма-мула хайа ‘садху-санга’
кршна-према джанме, тенхо пунах мукхйа анга
Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности. (ЧЧ, Мадхья, 22.83)
С другой стороны, последовательность и жёсткость просто необходимы в определённых случаях, поэтому нельзя поддаваться на эмоциональный и информационный шантаж – слёзы, истерики. «Вы должны сделать по-моему, а то я везде раструблю какой Вы плохой!». Насилие бывает разным. Если оно причиняет вред, то должно быть отвергнуто, но если оно приносит пользу и без него будет только хуже, то оно должно быть применено – это одна из тяжёлых обязанностей руководителя, которую он должен выполнять. Иначе лучше попросить взять ответственность кого-то другого.
Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты