Бытует в вайшнавских кругах такое мнение, что надо посещать все лекции любых лекторов, и что каждый, кто обладает хоть крупицей преданности, может проявить Кришну, если мы будем выказывать ему должное уважение. Часто перед воспеванием в храмах не разглашается список киртаний, чтобы все пели киртан, а не выбирали, опираясь на материальное сознание, на кого приходить. Это красиво звучит, и остаётся только набраться смирения и терпения, чтобы суметь обрести духовное благо на тех лекциях и киртанах, которые тяжело даются в силу индивидуальной материальной обусловленности и прочих вытекающих из этого странностей. Или не так всё просто в этом вопросе?
«Этот вкус бывает двух видов. В первом случае учитываются особые качества объекта, в другом – не учитываются. Говорится, что во вкусе учитываются особенности объекта, когда этот вкус связан с особыми аспектами Господа – конкретно: Его именами, формами, качествами и играми. Тогда имеет значение, хорошая ли мелодия поется, какие именно истории рассказываются о Господе, хорошим ли поэтическим стилем, используются ли фигуры речи, используется ли внушающая сила слов и т.д. Тогда имеет значение, где происходят личное служение: любимые места, любимые участники, любимые атрибуты и т.д. Это похоже на вкус тех людей, которые не голодны и, когда их зовут к столу, они спрашивают: «А что тут у вас за овощи? Как их готовили?» Это – лишь рудиментарное состояние вкуса. Человек в связи с легким осквернением ума озабочен какими-то особыми чертами деятельности – воспевания и прочего. В данном случае есть еще тень осквернения в уме. Но есть другой вариант вкуса – как только воспринимаются где-то имена Господа, Его облики и т.д., этот вкус проявляется в полную силу. А если есть еще и какие-то хорошие качества в том, что воспринимается, то переживание достигает пика. Тогда уже можно констатировать, что в уме не осталось и тени осквернения».
Вишванатха Чакраварти Тхакур, Мадхурья Кадамбини, 5-й поток нектара
Итак, речь идёт о двух типах вкуса – в первом случае вкус зависит от внешних составляющих (красота мелодии, поэтичность, образность, красота речи и т.д.), а во втором – от имени, формы и качеств Господа как таковых. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что те, кто ценит только красоту подачи, несут в своем сознании следы материального осквернения и уступают тем, кто не зависит от внешней формы. Но и со вторым типом вкуса не все так просто: чтобы испытать экстатические переживания от самих имен и игр Господа (пусть даже мелодия или способ подачи лекции будут несовершенны), необходим квалифицированный проводник – возвышенный вайшнав, имеющий глубокие отношения с Кришной. Получается, что и преданные со вторым типом вкуса тоже не воспринимают все лекции и киртаны с одинаковым восторгом.
И если зрелые вайшнавы, обладающие терпением и смирением, еще могут скрепя сердце «отсидеть» лекцию, в которой нет внутреннего наполнения, или «отпеть» равнодушный киртан, то молодым вайшнавам идти против своих пусть даже внешних предпочтений гораздо сложнее. Согласитесь, жестоко заставлять человека, которому нравится красивый, мелодичный киртан и утонченная, эталонная по форме катха, присутствовать там, где фальшивят, поют не в ноту, презирают логику, плохо выражают свои мысли. Вряд ли сознание Кришны этого преданного улучшится. Скорее наоборот.
Более того, даже при наличии хорошего внутреннего содержания (возвышенный преданный, обладает чистой верой, знает шастры, вкладывается в катху или киртан, у него есть бхакти) и хорошее внешнее оформление (говорит красиво, последовательно, хорошо играет на фисгармонии) всё равно не факт, что всем надо именно сюда. А почему?
В Бхакти-расамрита-синдху описывается, что преданные в разных настроениях стремятся общаться с теми, у кого схожее настроение, что именно из этого общения и возникает радость. А правильные вещи, но предназначенные для другого настроения, другого типа привязанности к Кришне, заходят плохо. Ну и конечно же, для тех, кто достиг уровня расика-вайшнава, будет очень сложно находиться там, где есть расабхаса или искажение сиддханты, пусть и с хорошими мотивами.
Несколько цитат для размышления:
«Всем понятно, что, если не обрести прибежище у лотосных стоп Варшабханави, Говинда-сарвасвы, то мадхурья-раса не будет должным образом взращиваться. Любовные чувства, с которыми разные гопи совершают свое служение, одновременно существуют в Варшабханави во всей их полноте. Кришна был полностью зачарован Варшабханави, ибо она обладает всеми любовными чувствами во всей полноте. Поэтому, оставив всех прочих гопи, Он ушел в поисках той, которая привлекает даже Всепривлекающего. Гопи – это экспансии Радхики. Они – извечные ее части, а она – их изначальный источник. Они не могут связать Кришну, ибо Он полностью принадлежит Радхике. Так она соблазняет Кришну, который, в свою очередь, привлекает всех. Так она увела Его из раса-стхали. Эти темы может понять только тот, у кого душа пробудилась к вкусу мадхурья-рати, божественной любви. Впрочем, те, чьи сердца наполнены настроением ватсалья-расы, тоже могут по достоинству оценить сладость и красоту этих игр».
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Шри Радхаштами
«Стимулами сакхья-расы является возраст Кришны, Его облик, Его рожок, Его флейта, Его раковина, Его шутки, Его качества (вроде смелости), дорогие Ему спутники, Его имитация действий царя, полубогов и аватар. Каумара, пауганда и кайшора – все возрасты присутствуют в сакхья-расе. Во Врадже полностью проявлены каумара, пауганда и кайшора, но в Матхуре и Двараке – только кайшора. Для ватсалья-расы (родительской любви) больше всего подходит возраст каумара. Пауганда делится на три части, из которых средняя часть больше подходит для сакхья-расы. А начало возраста кайшора больше всего подходит для мадхурья-расы».
Бхактивинода Тхакур. Чайтанья-шикшамрита, 7-я глава
«Глаза Кришны вращались в опьянении, поскольку Он испытывал блаженство при виде своего отца и других, кого любил. А может быть, это было только блаженство любви, которая вспыхнула при виде Его возлюбленных гопи. Первый вариант – для тех, кто в ватсалья-расе, а второй – для тех, кто в мадхурья-расе».
Вишванатха Чакраварти Тхакур, Сарартха-даршини-тика, 10.35.24-25
Мир бхакти огромен, красив и разнообразен, и преданные Господа бывают разные. Мы рассмотрели этот вопрос с нескольких точек зрения, но наверняка этих точек зрения огромное количество. Важно найти ту, которой надо воспользоваться именно нам, и не навязывать её тем, кому она не подходит.