Бхакти не бывает без преданных. Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей Мадхурья Кадамбини пишет о том, что ваханной (транспортным средством) бхакти являются сердца преданных. Именно из сердец преданных она может попасть в наше сердце, и дальнейший прогресс в бхакти так же будет зависеть от милости преданных. В 179 анучхеде Бхакти Сандарбхи Джива Госвами пишет о том, что благотворному влиянию преданных на нас препятствует следующее:
➤ Прямые оскорбления (ругань и унижения, физическое насилие…)
➤ Обыденное восприятие (преданный – это один из людей этого мира, один из множества аскетов и садху…)
ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-девамайо гурух
Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов. (ШБ 11.17.27)
Если в отношении первого случая всё понятно – «сам дурак», то второй случай гораздо интереснее. Джива Госвами приводит пример полубогов, которые регулярно встречаются с Нарадой, но при этом не обретают премы. Кстати, даже оскорбительное отношение к вайшнаву можно преодолеть только по милости самого вайшнава, поэтому дальше Джива Госвами пишет о том, что в отличие от полубогов Манигрива и Налакувара по итогу обретают прему. Таким же примером служит общение Джады Бхараты и Махараджи Рахуганы – садху сам по своей воле помог царю поменять своё отношение к нему, а затем дал очень ценные наставления.
Мы можем годами топтаться на месте, не понимая, что наши успехи в духовной жизни напрямую зависят от других преданных. Дальше ещё более сложная задача – суметь оценить преданных, которые окружают нас.
арчайам эва харайе
йах пуджам шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракртах смртах
Преданный, который с верой служит Божеству в храме, но неподобающе ведет себя с другими преданными и людьми в целом, находится на низшем уровне преданного служения и зовется пракрита-бхактой, или материалистичным преданным. (ШБ 11.2.47)
В голове сумбур, а за плечами — много материального опыта. Как распознать тех, кто нас окружает? Типичная история: мы будем смотреть на материальные достояния. Красота, харизма, количество последователей, материальный достаток, признание, ордена, медали, полномочия, административные посты, выслуга лет. Мы сами будем стремиться к этому, думая, что прогресс в бхакти – это прогресс в этих номинациях. Таким образом может произойти следующее: мы будем недооценивать многих вайшнавов, а свои чаяния и упования свяжем со странными ребятами. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит о том, что учителей хватает, не хватает только учеников. Можем ли мы узнать садху, обнаружить его? Или это дар, ответ Господа на искреннюю мольбу и чистое желание? Почему так много людей становятся жертвами мошенников? Они же не могут отличить святого от обманщика! В чём их вина? Ответы просты: знаний нет, шастры не прочитаны, отношений нет, только что пришли в движение. Забавно, но даже спустя годы и невзирая на прочитанные книги, некоторые кидаются в сомнительные отношения и боготворят недостойных, фыркая в адрес настоящей преданности.
Гордость и бхакти не сочетаются друг с другом. Тот, кто хочет служить, обязательно обретёт своего господина. А тот, кто хочет удовлетворять свои амбиции, жадность и похоть, обязательно станет жертвой шакалов и стервятников.
наивопайантй апачитим кавайас тавеша
брахмайушапи кртам рддха-мудах смарантах
йо ’нтар бахис тану-бхртам ашубхам видхунванн
ачарйа-чаиттйа-вапуша сва-гатим вйанакти
О мой Господь! Поэты-трансценденталисты и знатоки духовной науки не смогут до конца выразить Тебе свою благодарность, даже если их жизнь будет столь же долгой, как жизнь Брахмы, ибо Ты проявляешься в двух образах — извне как ачарья и изнутри как Сверхдуша, — чтобы указать обусловленному живому существу путь к Тебе и даровать ему освобождение. (ШБ 11.29.6)
Ананташри прабху, ректор Ашрама Бхактиведанты