Когда нас сжимает в тисках неудовлетворённости и страданий, так хочется понимания и помощи со стороны окружающих, особенно со стороны близких. И бьёшься порой в исступлении: «Ну как же можно быть такими чёрствыми и безразличными! Неужели никто не пожалеет и даже доброго слова не скажет?»
йатхā кан̣т̣ака-виддхāн̇го
джантор неччхати тāм̇ вйатхāм
джӣва-сāмйам̇ гато лин̇гаир
на татхāвиддха-кан̣т̣аках̣
Тот, чье тело кололи булавками, способен, глядя на лица других, понять, как им больно, когда их колют булавкой. Сознавая, что эта боль для всех одинакова, он не хочет, чтобы другие испытывали те же страдания. Но тот, кого никогда не кололи булавками, не может понять, насколько это больно. (ШБ 10.10.14)
Парадоксально, но если отмотать время к тому моменту, когда мы ещё были «на коне» и дела шли в гору, то выяснится, что мы сами были глухи к чужим стенаниям и горестям. Ходили такие все из себя, увлечённые собственным величием. Так уж складывается жизнь в эгоцентрической вселенной капризного «я», где на первом месте свои собственные горести и радости, где есть огромные ожидания на поддержку, чуткость, помощь и понимание, но нет желания служить и заботиться, помогать другим. Игра в одни ворота.
Если в нашем стремлении к Кришне есть хоть капелька искренности, то обязательно по Его великой милости в нашей жизни будут потрясения, испытания, сложности, которые позволят нам стать лучше и пересмотреть свои ценности и отношение к другим. Они выступят тем самым огнём, из которого должен возродиться Феникс, тем самым огнём, который очищает золото от примесей и закаляет сталь.
випадах̣ санту тāх̣ ш́аш́ват
татра татра джагад-гуро
бхавато дарш́анам̇ йат сйāд
апунар бхава-дарш́анам
Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя — значит не видеть больше круговорота рождения и смерти. (ШБ 1.8.25)
В комментарии к этому стиху Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет:
тā випада эва ме сампада эветй āха—випада ити | хе джагатāм̇ гуро хита-кāритвена сакр̣поттха-випад-ан̃джана-прадāнена сампат-прасāда-гхӯрн̣ā-дхвам̇син ! йад йāсу випатсу бхавато дарш́анам̇ кӣдр̣ш́ам̇ нāсти, пунар апи бхавасйа сам̇сāра-дух̣кхасйа дарш́анам̇ йат
«Эти бедствия являются моим богатством. О, гуру вселенной! Ради нашего блага и из великого сострадания ты посылаешь нам эти беды, являющиеся лекарством от невежества, порожденного отвлечением от памятования о Тебе из-за обладания материальными достояниями. Благодаря этим бедам мы видим Тебя, а это значит, что мы больше не воспринимаем привратности материального бытия».
Самым удивительным в моменты великих потрясений является то, что, оказывается, мы по-настоящему нужны и дороги только святым людям. Это не является чем-то новым. Так было всегда – они желали нам блага, любили нас без всяких обёрток, ждали пока мы очнёмся от морока амбиций, но раньше мы не могли этого оценить по достоинству. Урок должен быть пройден – нельзя пренебрегать вечностью в угоду калейдоскопу преходящего.
прасан̇гам аджарам̇ пāш́ам
āтманах̣ кавайо видух̣
са эва сāдхушу кр̣то
мокша-двāрам апāвр̣там
Мудрые люди знают, что сильная привязанность к материи становится причиной рабства, но та же самая привязанность, направленная на святых людей, широко распахивает врата освобождения. (ШБ 3.25.20)