Саджāтӣйа-снигдха-махаттара-сāдху-сан̇гах̣ — так описывается 62-ая анга садхана бхакти Вишванатхой Чакраварти Тхакуром в «Бхакти-расамрита-синдху-биндху». Вот, оказывается, какой должна быть столь важная и столь желанная для развития преданности садху-санга.
Саджāтӣйа – родственное настроение, единство устремлений. Нам нравятся одни и те же темы из священных писаний, у нас общие взгляды на то, как должен выглядеть бхаджан. Смотрим на Кришну с одного и того же ракурса.
Снигдха – сердце у этих преданных очень мягкое, наполненное эмоциями и привязанностью к Кришне. Также в этом сердце важное место занимает интерес и сострадание непосредственно к нам. Эти вайшнавы действительно переживают и хотят помочь, мы важны для них.
Махаттара – они превосходят нас по всем направлениям: лучше знают писания, проявляют замечательные качества, более продвинуты в непосредственном переживании духовного опыта и т.д.
Джива Госвами делает аналогичные утверждения в 238-ой ануччхеде «Бхакти- сандарбхи»:
йатхокта-лакшан̣асйа гурор авидйамāнāйāм̇ ту, тасйаива махā-бхāгаватасйаикасйа нитйа-севанам̇ парама-ш́рейах̣ | са ча ш́рӣ-гуруват сама-вāсанах̣ свасмин кр̣пāлу-читташ́ ча грāхйах̣
«Если непосредственное общение с таким гуру (учителем высшей квалификации) недоступно, то крайне благоприятным будет постоянное служение маха-бхагаватам. Нужно стремиться к общению и служению тем, кто находится в одном настроении с нашим гуру, а также обладает состраданием к нам».
Те же позиции только другими словами. Опытные и продвинутые – маха бхагаваты. В одном настроении с нашим гуру, а значит и с нами – сама-васанах. Наделённые состраданием к нам – крипалу.
Задача непростая. Нужно найти продвинутых вайшнавов, чтобы мы могли ими восхищаться. У нас должно возникнуть чувство глубоко духовного родства. Всё, что они будут говорить и делать, будет вызывать восторг и интерес с нашей стороны. Даже на этом этапе становится грустно, так и слышатся вопросы: «Где же его взять, такое вот общение? Вы о чём? Про лекции по интернету? Если про живое общение, то вы псих и хотите нам всем просто испортить настроение». Но самое сложное впереди. У этих преданных должно быть время, силы и желание общаться с нами. Если мы не становимся дорогими для них по- настоящему, если им всё равно, что с нами, или формально не всё равно, но по факту, чисто технически, на нас нет ресурса, то будет очень сложно полностью вложиться в эти отношения. А мы должны получить серьёзную опору в своей духовной жизни: «В меня верят, меня любят, за меня переживают, беспокоятся, радеют. Я не могу их подвести, буду стараться ради них, больше, чем ради себя. С их поддержкой за моей спиной вырастают крылья и тьма рассеивается».
Если вдруг кому-то из нас действительно захочется такой садху-санги и Кришна не станет «зажимать», а пойдёт навстречу, то важно суметь правильно оценить эту беспрецедентную милость и не испортить всё, как обычно. В этих отношениях важно гораздо выше ценить субъективную радость старших вайшнавов за наше поведение и характер, чем наш объективный комфорт и порой даже правоту. Если правильно выбрали тех, за кем идём, то оно того стоит.
В подтверждение этой мысли приведу комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура на 41-ый стих второй главы «Бхагавад-Гиты»:
мама ш́рӣмад-гурӯпадишт̣ам̇ бхагават-кӣртана-смаран̣а-чаран̣а-паричарн̣āдикам этад эва мама сāдханам этад эва мама сāдхйам этад эва мама джӣвāтух̣ сāдхана-сāдхйа-даш́айос тйактум аш́акйам этад эва ме кāмйам этад эва ме кāрйам этад анйан на ме кāрйам̇ нāпй абхилашан̣ӣйам̇ свапне’пӣтй атра сукхам асту дух̣кхам̇ вāсту сам̇сāро наш́йату вā на наш́йату
Все наставления, которые дал мой Гурудев, обучая меня посвящать Шри Бхагавану шравану, киртану, смарану, пада-севану и другие составляющие бхакти, – это моя садхана, садхья и сама моя жизнь. Я не в силах оставить эти занятия ни на стадии садханы, ни на стадии садхьи. Следовать этим наставлениям – моё единственное желание, и я не занимаюсь ничем другим. Даже во сне я не помышляю об ином. Исполняя желание моего Гурудева, я не беспокоюсь о том, принесут мне эти усилия счастье или страдание, прекратят они мою самсару или нет».