Все хотят вкуса. Здорово было бы начать практику с уровня премы: тебя всего распирает от счастья, ничего другого не хочется, ты полностью блаженный и безразличный ко всему материальному. Но нет. Приходится проходить этап за этапом. Начиная со шраддхи.
Даже если в начале жизнь садхаки и украсится дивным восторгом, то довольно скоро выяснится, что это была утсаха майа, и он возгордится и пренебрежёт преданными, а затем всё превратится в рутину, труд и борьбу.
Ну а как же все эти описания про великое могущество Кришна катхи, Намы, Чаранамриты, про невероятно быстрые изменения и эффекты?
Джива Госвами описывает один из признаков веры в 173 ануччхеде Бхакти Сандарбхи:
«ким̇ ча ш́раддхāватах̣ пурушасйа бхагават-самбандхи-дравйа-джāти-гун̣а-крийāн̣āм̇ ш́āстре ш́рӯйамāн̣ешв аихика-вйавахāрика-прабхāвешв апи на катхан̃чид анāш́вāсо бхавати | татас тāсу прāкр̣та-дравйāди-сāдхāран̣а-др̣шт̣йā доша-виш́ешāнусандхāнато на кадāчид аправр̣ттих̣ сйāт | те ча тāдр̣ш́а-прабхāвāх̣—
акāла-мр̣тйу-ш́аманам̇ сарва-вйāдхи-винāш́анам |
сарва-дух̣кхопаш́аманам̇ хари-пāдодакам̇ смр̣там || [нā.па. 37.16] итй āдайах̣ |
кечит ту татра ш́раддхāванто’пи свāпарāдха-дошен̣а сампрати тат пхалам̇ нодешйатӣти стхагитāйанте
Когда наделённый верой человек слышит описания шастр, которые раскрывают удивительное могущество предметов, связанных с Господом, то он не сомневается в этом. Он не приписывает этим предметам недостатки, не считает их обычным проявлением материи и не пренебрегает ими.
Указание на такую силу дается в «Брихан-Нарадия-пуране»:
акāла-мр̣тйу-ш́аманам̇ сарва-вйāдхи-винāш́анам |
сарва-дух̣кхопаш́аманам̇ хари-пāдодакам̇ смр̣там
«Благоприятная вода, омывшая стопы Господа, защищает от случайной смерти, уничтожает все болезни и избавляет от всех страданий».
Иногда даже обладающие верой не могут воспринимать силу таких предметов. Тогда они понимают, что совершённые ими оскорбления блокируют эффект.
Оскорбления (апарадхи), дурные привязанности (анартхи), невежество (авидья) являются причиной того, что мы очень постепенно развиваемся в бхакти и далеко не сразу испытываем огромную радость от соприкосновения с именем, играми, формой, качествами Господа. Бхактивинода Тхакур в «Хари-Нама-Чинтамани» пишет о «тумане невежества» и «облаках анартх», которые скрывают солнце Кришны от начинающего садхаки. Солнце есть, оно ярко светит и щедро дарит своё тепло. Каждый, кто соприкоснётся с Кришной, будет испытывать постоянно возрастающее счастье. К сожалению, из-за своих прошлых и нынешних ошибок мы либо вовсе не можем сконцентрироваться на Кришне, либо видим размытую картинку, и длится эта концентрация не долго. Нам нужно выстоять в целой войне для того, чтобы смотреть на Господа, не отвлекаясь ни на что другое – тогда мы станем по-настоящему счастливы.
«Вкус к бхакти превращается в шуддха-ручи только когда проходит через все последовательные стадии развития, такие как садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти и ништха.» (Бхакти таттва вивека. 4 глава. Бхактивинода Тхакур)
А за ништхой наступает очередь ручи (вкуса) и других замечательных этапов бхакти, которых мы так жаждем.
тадā раджас-тамо-бхāвāх̣
кāма-лобхāдайаш́ ча йе
чета этаир анāвиддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати
Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества: похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье. (ШБ 1.2.19)
Вот как комментирует этот стих в своей Сарартха Даршини Вишванатха Чакраварти Тхакур:
раджас-тамобхйāм̇ бхāва утпаттир йешāм̇ те викшепайāдайах̣ | āди-ш́абдāт кродха-моха-мāтсарйāн̣и анāвиддхам авикр̣там̇ бхавати тена вишайешв аручйā ш́раван̣а-кӣртанāдишу свāдутва-бхāн̣а-лакшан̣ā ручир бхаватӣтй āйāтам | тена пӯрва-даш́āйāм̇ кāма-лобхāдйаис тӣкшн̣а-ш́арāйитаир āвиддхам̇ четах̣ катхам̇ прасӣдату ? катхам̇ вā кӣртанāдех̣ самйаг āсвāдам̇ лабхатāм ? на хи вйатхā-джарджаритасйāннāдикам̇ самйак рочате ити бхāвах̣ | таташ́ ча саттве ш́уддха-саттва-мӯртау бхагавати стхитам āсактам
Ум больше не будоражится вожделением и жадностью, порождёнными гунами страсти и невежества. Из-за отсутствия вкуса к материальным наслаждениям возникает вкус (ручи). В предыдущем состоянии ум пронзался стрелами вожделения и т.д. Разве мог он испытывать удовлетворение в таком состоянии? Мог ли у него возникнуть вкус к воспеванию в таком состоянии? Он был подобен больному человеку, который не может наслаждаться вкусом еды. После того, как возникает такой вкус, ум утверждается на трансцендентном облике Господа (асакти).
эвам̇ прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах̣
бхагават-таттва-виджн̃āнам̇
мукта-сан̇гасйа джāйате
Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от соприкосновения с материей. (ШБ 1.2.20)
И снова Вишванатха Чаркраварти Тхакур пишет:
эвам анена пракāрен̣āсакти-пӯрвакам̇ пратикшан̣ам̇ бхагаватах̣ кр̣шн̣асйа бхаджанам̇ курватах̣ прасанна-манаса утпанна-ратер итй артхах̣, ратйā винā сарватхā вишайāсам̇спарш́асйāнутпаттех̣, тена винā ча манах̣-прасāдāсамбхавāд ити | таташ́ ча бхагавати бхакти-йогах̣ премā, тасмāч ча бхагаватас тасйа сварӯпа-гун̣а-лӣлаиш́варйа-мāдхурйасйа виджн̃āнам анубхава итй анубхава итй анусам̇хитам̇ бхактех̣ пхалам уктам̇—джанайатй āш́у ваирāгйам̇ джн̃āнам̇ ча йад ахаитукам̇ [бхā.пу. 1.2.7] ити йат пӯрвам уктам̇, тад идам эва джн̃ейам | мукта-сан̇гасйа утпанна-ваирāгйасйа
Практикуя бхакти на уровне асакти (прасанна манасо), преданный продвигается к уровню рати (бхавы). Без рати невозможно полное безразличие к соприкосновению с объектами чувств, без такого безразличия ум не может обрести удовлетворённость. Затем возникает Према (бхагават бхакти йогатах), которая знаменует непосредственное восприятие (вигйанам) облика, качеств, игр, могущества, сладости Господа. Таким образом было объяснено достижение желанного результата. Сопутствующие результаты, которые были упомянуты в Шримад Бхагаватам (1.2.7) — джанайатй а̄ш́у ваира̄гйам̇ джн̃а̄нам̇ ча йад ахаитукам, описываются словами мукта сангасйа, что означает проявление ваирагьи.
Всему своё время. Невозможно начать с уровня премы так же как и невозможно получить заветный плод всех устремлений, не заплатив должную цену в виде усилий, упорства и послушания. Счастье – это верная цель. Счастье без Кришны будет лишь проявлением страдания, которое неприемлемо для вечной души. Настоящее счастье – према. Нужно стремиться к этой мечте. И это не всегда просто, но оно, конечно же, того стоит.