Повторение святого имени. Джапа. Одна из лидирующих анг бхакти в рамках нашей индивидуальной садханы. Столько об этом всего уже написано и сказано! Казалось бы, не надо соваться в этот понятный и вполне разработанный вопрос. Но я почувствовал, что всё-таки смогу смастерить статью в своём любимом жанре – скандальная журналистика. Итак, попробуем остаться в рамках свежести, новизны, ошарашивающих подробностей, смелых предположений и неоднозначных выводов. Конечно же, кого-то придётся подразнить, а куда без этого? Любите, ненавидьте, соглашайтесь, оспаривайте, но только не оставайтесь безжизненными, равнодушными и не способными к размышлениям.
Повторять громко, шепотом или в уме?
В “Хари-бхакти-виласе” есть следующая цитата из “Ваишнава-чинтамани” о превосходстве киртана:
агха-ччхит смаран̣ам̇ виш̣н̣ор
бахв-а̄йа̄сена са̄дхйате
ош̣т̣ха-спандана-ма̄трен̣а
кӣртанам̇ ту тато варам
Памятование о Вишну, которое разрушает все грехи, требует больших усилий, но прославление Вишну, требующее простого шевеления губами, выше такого памятования.
Упоминаются три типа повторения джапы (Где упоминаются? Например, в Хари Бхакти Виласе и Бхакти Сандарбхе. Так же мы знаем о них благодаря описаниям бхаджана Харидаса Тхакура). Вачика – громко и разборчиво. Упамшу – шёпотом, тихо, едва шевеля губами, так что слышит только сам повторяющий. Манасика – медитация в уме, безмолвное повторение.
В своём комментарии на Хари Бхакти Виласу (11.247) СанатанаГосвамипада пишет: «ва̄чикасйа кӣртана̄нтаргатва̄т ма̄наси-касйа смаран̣а̄тматва̄т – Вачика-джапа относится к анге киртанам, а манасика-джапа к смаранам.»
В Бхакти Сандарбхе (Ану. 276) Шри ДживаГосвами пишет:
tatra nāma-smaraṇaṁ – harer nāma paraṁ japyaṁ dhyeyaṁ geyaṁ nirantaram. kīrtanīyaṁ ca bahudhā nirvṝttīr bahudhecchatā. iti jāvāli-samhitādy-anusāreṇa jñeyam. nāma-smaraṇaṁ tu śuddhāntaḥ-karaṇatām apekṣate. tat saṅkīrtanāc-cāvaram iti mūle tu nodāharaṇa spaṣṭatā.
«В Джавали-самхите практика нама-смаранам описывается следующим образом. Тот, кто желает обрести безграничное разнообразие духовного блаженства, должен всё время повторять джапу, медитировать, петь и прославлять имена Шри Хари, превосходящие всё. Практика нама-смаранам требует чистого сознания, только тогда она принесёт свой плод. Практика нама-санкиртаны не зависит от чистоты сознания. Поэтому практика нама-смараны менее эффективна, чем нама-санкиртана. Таково превосходство нама-санкиртаны.»
А вот интересные подробности из комментария Вишванатхи Чакраварти Тхакура к 11 стиху двенадцатой главы Бхагавад-Гиты:
sa ca bhakti-yogo dvividhaḥ – bhagavan-niṣṭho’ntaḥ-karaṇa-vyāpāro, bahiṣkaraṇa-vyāpāraś ca
tatra prathamas trividhaḥ – smaraṇatmako, mananātmakaś cākhaṇḍa-smaraṇāsāmarthye tad-anurāgināṁ tad-abhyāsa-rūpaṁ ceti trika evāyaṁ manda-dhiyāṁ durgamaḥ | sudhiyāṁ niraparādhānāṁ tu sugama eva | dvitīyaḥ śravaṇa-kīrtanātmakaṁ tu sarveṣāṁ sugama evopāyaḥ | evam ubhayopāya-vanto’dhikāriṇaḥ sarvataḥ prakṝṣṭā dvitīya-ṣaṭke’sminn uktāḥ
«Первый тип бхакти подразумевает использование антахкараны (имеется в виду совокупность элементов тонкого тела: ум, разум…). В нём выделяются три уровня – смарана-атмика – посвятить Господу свой ум — памятование, манана-атмика – сосредоточиться при помощи разума (были описаны в 8 стихе 12-ой главы Гиты); для тех, чьё памятование нужно сделать устойчивым, в 9 стихе описывалась абъяса-рупа (отвлекается, но снова возвращается к памятованию, постепенно сможет достичь уровней, описанных в 8 стихе). Эти три метода крайне сложны для людей со слабым разумом (не способным к концентрации), и легки для тех, кто обладает сильным разумом и не совершал оскорблений.
Второй тип бхакти занимает внешние чувства, и заключается в шраванам, киртанам (описываются в 10 тексте, туда же включается практическое служение вокруг арчаны: разбить сад для Божеств, строить, украшать или убирать храм). Он доступен для всех. Способные к этим двум видам практики превосходят остальных трансценденталистов — об этом говорят средние шесть глав Гиты».
Похоже, что манасика не вычёркивается полностью из наших рейтингов и есть те, кто вполне могут её практиковать без ущерба для духовного здоровья. Но безопасными и доступными методами для широких масс верующих единогласно признаются вачика и упамша. Привнесём ещё один волнительный штрих в обсуждаемую тему. Отрывок из четвёртой главы Мадхурья-кадамбини:
sā ca niṣṭhā sākṣād-bhakti-vartinī tad-anukūla-vastu-vartinīti dvi-vidhā. tatra sākṣād-bhaktir ananta-prakārāpi sthūlatayā tri-vidhā, kāyikī vācikī mānasī ceti. tatra prathamaṁ kāyikyās tato vācikyās tata eva mānasyā bhakter niṣṭhā sambhaved iti kecit. bhakteṣu tāratamyena sthitānām api saha-ojo-balānāṁ madhye kvacana bhakte vilakṣaṇa-tādṛśa-saṁskāra-vaśāt kasyacid eva bhagavad-unmukhatvādhikyaṁ syād iti nāyaṁ krama ity anye.
Ништха имеет две разновидности: первая относится непосредственно к процессу преданного служения (сакшат-бхактир-вартини), а вторая — к качествам, благоприятным для развития бхакти (бхактй-анувартини). Сакшат-бхакти имеет бесконечное множество форм, но в основном делится на три вида в соответствии с тремя уровнями: уровнем тела, речи и ума. Некоторые мудрецы считают, что сначала преданный достигает постоянства в преданном служении на уровне физической деятельности, затем на уровне речи (киртанам), и наконец, на уровне ума (постоянное памятование, медитация). Другие считают такой порядок необязательным, потому что у разных преданных эта иерархия может выстраиваться по-разному. Тем инструментом, который наиболее развит у преданного (индивидуальная природа, прошлые самкары и наработки), он и стремится служить Господу.
Просто слушать и повторять?
Правила повторения описываются в “Хари-бхакти-виласе” (17.129) следующим образом:
манах̣ сам̇харан̣ам̇ ш́аучам̇
маунам̇ мантра̄ртха-чинтанам
авйагратвам анирведо
джапа-сампатти-хетавах̣
Чтобы быть внимательным при повторении, необходимо очистить сердце. Это означает хранить молчание, то есть избегать ненужных бесед. Во время повторения человек должен с любовью помнить значение мантры. Стабильность, терпение и привязанность к святому имени — все это сокровища повторения.
Сюда же добавляем размышления над двумя историями из Бхагаватам. Атри Муни молится в начале четвёртой песни. При этом вего сознании нет чёткого понимания кому он молится, у него есть просто общее направление. В ответ на такую «размытую» молитву к нему приходят три божества и говорят о том, что они все подходят под его молитву. На контрасте с ней — молитва Гаджендры из восьмой песни. Её конкретики хватило для того, чтобы никто из полубогов не попытался отправиться к царю слонов. Все понимали, что он зовёт Вишну и никого другого, поэтому Вишну перед ним и предстал.
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эвам̇ гаджендрам упаварн̣ита-нирвиш́ешам̇
брахма̄дайо вивидха-лин̇га-бхида̄бхима̄на̄х̣
наите йадопасаср̣пур никхила̄тмакатва̄т
татра̄кхила̄мара-майо харир а̄вира̄сӣт
Шри Шукадева Госвами продолжал: Когда царь слонов Гаджендра, не упоминая никого по имени, описывал верховное существо, он не взывал к полубогам во главе с Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой. Поэтому никто из них не поспешил к нему на помощь. Но Господь Хари, поскольку Он — Высшая душа, Пурушоттама, Верховная Личность, в тот же миг предстал перед Гаджендрой. (ШБ, 8.3.30)
В «Брихад-араньяка-упанишад» (4.5.6) описываются ступени постепенного возвышения человека до уровня сознания Кришны: а̄тма̄ ва̄ аре драшт̣авйах̣ ш́ротавйо мантавйо нидидхйа̄ситавйах̣. «Мы должны видеть [сверх]Душу, слушать о Ней, думать о Ней и с полной сосредоточенностью медитировать на Нее». Увидеть – это итог, а первый шаг – услышать, но на этом нельзя останавливаться, надо размышлять, а потом глубоко медитировать на эти истины.
Тут и становится понятна тесная связь Шримад Бхагаватам и трудов ачарьев с повторением святого имени. Сначала слушать, потом медитировать. Нам нужно очень хорошо, во всех деталях и подробностях знать, к кому мы обращаемся, чего хотим. Прабхупада пишет в своем комментарии к Бхагаватам (4.24.69): «Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы молим: «Дорогой Господь Кришна, дорогой Господь Рама, о энергия Господа, Харе, займите меня, пожалуйста, служением Вам». Надеюсь, под именем Рама у нас всех скрывается Радха-Рамана-Рам, а под Харе – Радхарани?! Тогда осталось определиться, какого именно служения мы просим, к чему стремимся. Вот стих из Вилапа кусуманджали (72):
ш́рӣ рӯпа ман̃джари кара̄рчита па̄дападма
гош̣т̣хендра-нандана бхуджа̄рпита мастака̄йа̄х̣
ха̄ модатах̣ канака-гаури пада̄равинда
самва̄хана̄ни ш́анакаис тава ким̇ кариш̣йе
О Канака Гаури (золотая девушка)! Когда я бережно и в великом восторге смогу массировать твои лотосные стопы, в то время как Шри Рупа Манджари будет массировать лотосные стопы принца Враджа, к рукам которого прильнула твоя голова.
Чётко и очень правильно выговаривать каждый звук, не проглатывать слова?
Кто может определить, как правильно? Рама или бенгальское Рамо? В штате Одиша говорят: «Крушна». Никогда не слышал, как китайцы произносят святое имя, но наверняка забавно. У русских свои проблемы с произношением – «Кришна», а на санскрите всё-таки «Кр̣ш̣н̣а», а это не одно и то же.
Приведем цитату из Джайва Дхармы (глава 24):
Виджая-кумар поинтересовался: «О учитель, а в чем же заключается чистое воспевание святого имени?»
Святой бабаджи ответил: «Воспевание считается чистым лишь тогда, когда человек избегает десяти оскорблений святого имени». В данном случае под «чистым воспеванием» не подразумевается правильное произношение.
на̄маикам̇ йасйа ва̄чи смаран̣а-патха-гатам̇ ш́ротра-мӯлам̇ гатам̇ ва̄
ш́уддхам̇ ва̄ш́уддха-варн̣ам̇ вйавахита-рахитам̇ та̄райатй эва сатйам
тач чед деха-дравин̣а-джаната̄-лобха-па̄ш̣а̄н̣д̣а-мадхйе
никш̣иптам̣ сйа̄н на пхала-джанакам̇ ш̇игхрам эва̄тра випра
«Если преданный только однажды произнесет святое имя Господа, если святое имя только один раз проникает в его ум или же ухо, то даже в этом случае оно, несомненно, принесет ему освобождение от пут материи. Произнесено святое имя верно или нет, в соответствии с правилами грамматики или нет, соединены его слоги должным образом или же нет — это произойдет все равно. О брахман, какая великая сила таится в святом имени! Однако если человек пытается воспользоваться святым именем, чтобы обеспечить благополучием материальное тело, стремясь обрести материальное богатство или последователей, или же под влиянием алчности или безбожия — иными словами, если он произносит святое имя с оскорблениями, тогда повторение святого имени не приведет к желанному результату. Поэтому, воспевая святое имя Господа, следует тщательно избегать оскорблений». (Падма пурана, Сварга-кханда, 48.60-61)
Есть разница между безукоризненной педантичной точностью произнесения ведических мантр и взываниями к Господу по средством святого имени.
мантро хӣнах̣ сварато варн̣ато ва̄
митхйа̄-прайукто на там артхам а̄ха
йатхендра-ш́атрух̣ сварато’па̄радха̄т
са ва̄г-ваджро йаджама̄нам̇ хи хинасти
Если мантра произнесена не полностью, с ошибками в произнесении гласных или согласных, в неподобающее время, тогда её содержание меняется. Подобные ошибки опасны как удар молнии и могут погубить яджамана так же, как ошибка Твашты в произнесении слов индра-ш̇атру привела к катастрофе. (Панинийа-шикша)
мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа дхӣро вадати виш̣н̣аве
убхайос ту самам̇ пун̣йам̇ бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣
Во время предложения поклонов Господу Вишну безграмотный человек произносит виш̣н̣а̄йа намах̣, а учёный человек — виш̣н̣аве намах̣. Но они оба обретают одинаковое благо от своих поклонов, поскольку Господь Шри Джанардана воспринимает чувство, с которым живые существа поклоняются, т.е. он воспринимает суть преданности и награждает в соответствии с ней. (Чайтанья Бхагавата, Ади-кханда 11.108, цитируется стих из Нарада-панча-ратры)
Шестнадцать кругов?
Все любят историю о том, как Прабхупада снижал количество кругов, которые необходимо повторять его последователям. 64 – невозможно, 48 – нет шансов, 32 – даже это слишком, 16 и ни кругом меньше. Обычно её рассказывают, а потом делается мощный вывод о милости Шрилы Прабхупады, которая позволит нам вернуться в духовный мир, повторяя всего шестнадцать кругов. И это при том, что огромное количество раз на инициациях Прабхупада поправлял учеников, говоря: «Минимум шестнадцать».
Я уже писал про необходимость правильно повторять, поэтому количество не является исчерпывающим фактором. Можно не вернуться к Кришне, повторяя каждый день и по пять лакхов, если повторение безобразное. Но если уж мы затронули тему количества, то почему бы не сделать из приведённой выше истории другой вывод. Прабхупада хотел, чтобы мы повторяли 64 круга, он начал с этого. Будет здорово, если постепенно мы сможем приблизиться к этому стандарту. Он же не просто так с этой цифры начал. Каково настроение его сердца, чего он от нас хочет? Давайте радовать его, давайте развиваться! Может сейчас мы не можем, но нам же не обязательно всегда оставаться в таком состоянии?! Мы же можем меняться в лучшую сторону, а не бегать с радостной вестью о том, что сильно страдать не надо, можно всего лишь 16 кругов повторять… Это же странно звучит, это странное настроение. Аре баба, велком, киртания сада Хари. Тем более что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в комментарии на Чайтанья Бхагавату (Мадхья-кханда 15.5):
«Известно, что Шри Харидаса Тхакура ежедневно повторял триста тысяч имён Кришны. Джагаи и Мадхай так же ежедневно повторяли по двести тысяч имён. Шри Чайтаньядева не принимает ничего, что было предложено теми, кто не повторяет ежедневно сто тысяч имён. Последователи лотосных стоп Шри Чайтаньи должны ежедневно повторять минимум сто тысяч имён, в противном случае Господь Кришна не будет принимать их подношения, в результате чего они столкнутся с препятствием обретения остатков пищи Господа».
Другими словами, бхогу придётся лопать, а не прасад. Такая вот новость. Ну понятно, что это актуально для тех, кто может, но не делает, нежели для тех, кто ещё только стремится обрести такую способность. Но в целом вполне понятно, откуда берётся магическое число 64.
За сим спешу откланяться.
В завершение скажу, что я за всё хорошее, против всего плохого. Прошу прощения за загубленные жизни начинающих преданных, которые всё поймут превратно, возгордятся, отобьются от рук, начнут странно повторять святое имя. Писал не для них, они случайно в расход пошли. Статья предназначалась для тех, кому пора учиться размышлять и не бояться смотреть на вопросы с разных точек зрения, понимая тему адхикаров (квалификаций) разных преданных. То, что для одних хорошо, для других — яд.
све све ’дхика̄ре йа̄ ништ̣ха̄
са гун̣ах̣ парикӣртитах̣
випарйайас ту дошах̣ сйа̄д
убхайор эша ниш́чайах̣
Устойчивость в собственном положении провозглашается истинным благочестием, в то время как отклонение от своего положения считается отсутствием благочестия. Таковы эти два определения. (ШБ, 11.21.2)