После светлого озарения о том, что начало нашей духовной жизни и последующее развитие целиком и полностью зависят от милости преданных, нам предстоит начать выстраивать настоящие отношения и даже, о, ужас, осознанно принять руководство. Мы уже и до этого пытались это руководство принять под давлением лекций и формальных требований для получения инициации, но всё это было баловство и не более.
сарвато манасо ’сан̇гам
а̄дау сан̇гам̇ ча са̄дхушу
дайа̄м̇ маитрӣм̇ праш́райам̇ ча
бхӯтешв аддха̄ йатхочитам
Искренний ученик должен учиться тому, как отстранять свой ум от всего материального и как строить доверительные отношения с духовным учителем и другими святыми. Ученик должен с состраданием относиться к тем, кто стоит ниже его, дружить с теми, кто находится на одном с ним уровне, и смиренно служить тем, кто превосходит его духовно. Таким образом, он должен учиться правильному отношению ко всем живым существам. (ШБ 11.3.23)
«Топовое» возражение: «А где мне найти это руководство? Где эти могущественные святые люди, которые смогут по-настоящему изменить мою жизнь?» Таких людей вполне хватает в нашем обществе. Вполне хватает – это не значит, что их много. Это значит, что их достаточно, чтобы ответить на запрос тех, кому нужна их помощь. Более того, их больше, чем нам требуется. Так что вечный «скулёж» о том, что беда текущей ситуации связана с отсутствием садху – штука несостоятельная. Но беда в том, что очень сложно выдёргивать живые существа из гнёта материи, потому что они сопротивляются, брыкаются, осложняют своё положение. В 179-ой анучхеде Бхакти Сандарбхи Джива Госвами пишет о причинах того, почему соприкосновения с садху бывают бесплодными. Во-первых, это оскорбление садху. Но это уж совсем жуткая история. Второй вариант – это считать их рядовыми благочестивыми людьми. Вот это уже интереснее. То есть мы думаем, что перед нами – хороший преданный, один из многих, ничего особенного, в принципе, рад его видеть. Милость проплывает мимо нас, машет ручкой, она была рада нас видеть.
«“Этот мир — проявление Гурудевы, и моё единственное достояние — гуру-крипа, и ничто иное”. Поэтому мы говорим: бандо муи савадхана мате — “я совершаю гуру-вандану с величайшим усердием”. Всегда будьте старательны и избегайте небрежности.» («Шри Гуру-вандана. Жизнь в преданности» Гоур Говинда Свами)
Итак, продвинутые вайшнавы существуют, они могут оказать помощь, а мы действительно в ней нуждаемся. Мы можем переехать жить к ним или предложить им поселиться в нашем городе, или, на худой конец, устроить их проповедь в нашем регионе. Так мы получим возможность общаться с ними. Вариант начать правильно относиться к тем, кто уже находится рядом с нами, также никто не отменял.
«Давайте сэкономим! — возразите вы. — Будем общаться со Шрилой Прабхупадой, читая его книги, слушать лекции духовных учителей, смотреть трансляции по интернету. Зачем тратить столько времени, средств и сил, если можно так легко всё решить?»
садр̣ш́ам̇ чешт̣ате свасйа̄х̣
пракр̣тер джн̃а̄нава̄н апи
пракр̣тим̇ йа̄нти бхӯта̄ни
ниграхах̣ ким̇ каришйати
Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу? (БГ, 3.33)
индрийасйендрийасйа̄ртхе
ра̄га-двешау вйавастхитау
тайор на ваш́ам а̄гаччхет
тау хй асйа парипантхинау
Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у привязанности и неприязни, ибо они являются препятствием на духовном пути. (БГ, 3.34)
В 33-ем стихе Кришна говорит, что даже люди, сведущие в шастрах, поступают согласно своим греховным тенденциям из прошлых жизней. Понимая, что будет наказание, осознавая, что будут страдания и дурные последствия, они всё равно ничего не могут с собой поделать. Если «ученые люди» так прокалываются, то что уж говорить о несведущих в писаниях. А во второй процитированной школе Кришна утверждает, что не надо идти на поводу у своих греховных наклонностей. Но в 33-ем стихе Он же ясно сказал, что это невозможно. Похоже, есть какое-то решение? Баладев Видьябхушана комментирует 34-ый текст и даёт разгадку: в одиночку шастры не работают; шастры, подкреплённые общением с садху, спасут нас, сделают свободными и сильными. Он уточняет — ш́а̄страм̇ кила сат-прасан̇га-ш́рутам: секрет успеха — изучение шастр и очень тесное, плотное, глубокое, интенсивное общение с садху. Для большинства из нас это будет означать, что отделаться чтением книг, слушанием онлайн и офлайн не получится. Всё-таки придётся искать ответ: «От кого ваша преданность?»