8. Према вечно в сердце, осталось только уточнить, в чьём сердце она пребывает вечно.
В Чайтанья Чаритамрите Кришнадас Кавирадж Госвами часто использует определённый метод рассмотрения философских истин: сначала он цитирует санскритский стих из шастры, который затем перефразируется на бенгали, а после становится темой обсуждения.
Чайтанья Чаритамрита (22.107) = Бхакти Рассамрита Синдху (1.2.2)
нитйа-сиддха кр̣шн̣а-према ‘сāдхйа’ кабху найа
ш́раван̣āди-ш́уддха-читте карайе удайа
«Кришна-према вечна и совершенна. Она никогда не может быть достигнута/заработана/создана (никакой садханой). Когда сердце очищено слушанием и другими ангами бхакти, она (эта Кришна-према) появится в нем».
Теперь обратимся к оригинальному стиху и комментариям на него:
Бхакти Рассамрита Синдху (1.2.2) = Чайтанья Чаритамрита (22.107)
кр̣ти-сāдхйā бхавет сāдхйа-
бхāвā сā сāдханāбхидхā
нитйа-сиддхасйа бхāвасйа
прāкат̣йам̇ хр̣ди сāдхйатā
«Деятельность чувств, приводящая человека на уровень бхавы, называется садхана-бхакти. Достигаемое при этом состояние бхава-бхакти (садхйата) не создается заново, но является вечной стхайи-бхавой, просто проявляющейся в душе благодаря действию духовной энергии Господа».
Джива Госвами:
бхāвасйа сāдхйатве кр̣триматвāт парама-пурушāртхатвāбхāвах̣ сйāд итй āш́ан̇кйāха—нитйети | бхагавач-чхакти-виш́еша-вр̣тти-виш́ешатвенāгре сāдхайишйамāн̣атвāд ити бхāвах̣
«Может возникнуть сомнение: если это состояние достигается (садхйа), то есть создается искусственным образом, то оно не может быть высшей целью. Вторая строчка стиха рассеивает это сомнение, поскольку содержит утверждение о том, что данное состояние вечно, но просто однажды проявляется в сердце.
Оно не будет создано, а просто проявится в будущем посредством самых удивительных преобразований (самвит и хладини) сварупа-шакти Господа, (которые совершенны и вечны)».
Вишванатха Чакраварти Тхакур:
бхāвāдӣнāм̇ сāдхйатве кр̣триматвāт парама-пурушāртхатвāбхāвах̣ сйāд итй āш́ан̇кйāха—нитйети | бхāвасйетй упалакшан̣ам̇ ш́равана-кӣртанāдайо’пи грāхйāх̣ | тешāм апи карн̣а-джихвāдау прāкат̣йа-мāтрам, йатхā ш́рӣ-кр̣шн̣о васудева-гр̣хе’вататāра | бхактӣнāм̇ бхагавач-чхакти-вр̣тти-виш́ешатвенāгре сāдхайишйамāн̣атвāд ити бхāвах̣
«Хоть бхава-бхакти и названа «высшей» (уттама-бхакти), она может и не быть высшей целью, ради достижения которой человек должен прилагать усилия, потому что это состояние достигается или создаётся искусственно (то есть, оно не вечно).
Ответ на это утверждение дается во второй строке. Эта бхава вечна и просто проявляется в сердце преданного. Бхава также подразумевает слушание, повторение и другую деятельность (т.е. это не только эмоции), которая проявляет себя посредством языка или ушей преданного. Но эта деятельность не создаётся. Все происходит подобно тому, как Кришна появляется в доме Васудевы (Он не возникает из материи). Эмоции и деятельность, характерные для бхавы, вечны и духовны, и не имеют отношения к материи, так как в будущем они проявятся посредством самых удивительных превращений (самвит и хладини) сварупа-шакти Господа».
На данный момент у нас есть сварупа шакти Господа (именно Его шакти, а не шакти атмы), которая вечно существует и проявляется в сердце преданного. Теперь рассмотрим комментарий Мукунды даса Госвами, ученика Кришнадаса Кавираджа Госвами:
бхāвасйа сāдхйатве кр̣триматвāт парама-пурушāртхатāм āш́ан̇кйāха—нитйети |нитйа-сиддха-бхактешу ш́уддха-саттва-виш́еша-рӯпатайā садā вартамāнасйāтра свайам̇ спхуран̣āн на кр̣триматва-ш́ан̇кā | атах̣ ш́рӣ-кр̣шн̣а-нāмāди на бхавед грāхйам индрийаих̣ [бха.ра.си. 1.2.234] ити вакшйамāн̣атвāт | сāдхана-бхактир эва на кр̣тримā, ким ута бхāвах̣?
«Может возникнуть сомнение: если это состояние достигается (садхйа), то есть создается искусственным образом, то оно не может быть высшей целью. Ответом на это является утверждение о её вечности. Это особое проявление шуддха саттвы, вечно присутствующее в сердцах нитья-сиддх, являет себя в сердцах садхана сиддх, а не создаётся искусственно, как об этом сказано в Бхакти Рассамрита Синдху (1.2.234): атах̣ ш́рӣ-кр̣шн̣а-нāмāди на бхавед грāхйам индрийаих̣. Если даже про садхана бхакти нельзя сказать, что она была создана, то что уж говорить о бхава бхакти».
А сейчас наступила очередь огромного количества подтверждений со всех сторон о том, что према вечно существует в сердцах именно нитья сиддх, а не в каких-то других сердцах. (Эта вечно существующая према просто переходит, переносится из их сердец в сердца садхаков, достигших успеха, ставших садхана-сиддхами, но до этого момента её там, конечно же, не было.)
Сарартха Даршини, 10.9.21 (комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура):
ким̇ ча, ш́рӣ-бхāгавате’смин бхагават-премаива сарва-пурушāртха-ш́ироман̣итвенодгхушйате | тасйа мӯла-бхӯтāш́райāн̣āм̇ бхактāнāм̇ мадхйе нитйа-сиддхатва эва тасйа нитйа-стхитих̣ самбхавет
«Более того, в «Шримад Бхагаватам» только према к Господу провозглашается вершиной всех устремлений человеческой жизни. Из всех преданных, которые являются ашраей (вместилищем любви), т.е. её основанием, према пребывает вечно только в нитйа-сиддхах».
Комментарий Дживы Госвами на Бхакти Рассамрита Синдху (1.3.1):
ш́уддха-саттва-виш́ешатвам̇ нāма чāтра йā сварӯпа-ш́акти-вр̣ттй-антара-лакшан̣ā—хлāдинӣ сандхинӣ сам̇вит твайй экā сарва-сам̇ш́райе |хлāда-тāпа-карӣ миш́рā твайи но гун̣а-варджите || [ви.пу. 1.12.69] ити вишн̣у-пурāн̣āнусāрен̣а хлāдинӣ нāмнӣ махā-ш́актис тадӣйа-сāра-вр̣тти-самавета-тат-сāрāм̇ш́атвам эветй авагантавйам | тайох̣ самаветайох̣ сāратвам̇ ча тан-нитйа-прийа-джанāдхишт̣хāнака-тадӣйāнукулйеччхāмайа-парама-вр̣ддхитвам
«Также сочетание шуддха саттва со словом вишеша, образующее слово шуддха саттва вишеша (особенное, выдающееся, изумительное проявление шуддха саттвы), относится к другой трансформации сварупа шакти, называемой хладини. Эта шакти описана в Вишну Пуране (1.12.69):
хлāдинӣ сандхинӣ сам̇вит твайй экā сарва-сам̇ш́райе |
хлāда-тāпа-карӣ миш́рā твайи но гун̣а-варджите ||
«Хладини, сандини и самвит — это единая энергия, которая пребывает в Тебе, прибежище всего сущего. Сочетания счастья и горя, присущие материальному миру, не существуют в Тебе, в том, кто запределен гунам пракрити».
Из этого утверждения следует, что хладини — это величайшая энергия Господа, которую нужно понимать как саму суть всех совокупных, концентрированных трансформаций Его сварупа шакти. Более того, сила сочетания хладини и самвит вызывает интенсивное желание радовать Господа. Это сильное желание живет в вечных спутниках Господа».
Бхакти Рассамрита Синдху 1.2.289
кāма-самбандха-рӯпе те према-мāтра-сварӯпаке |
нитйа-сиддхāш́райатайā нāтра самйаг вичāрите ||289||
«Так как кама-рупа и самбандха-рупа-бхакти, основывающиеся исключительно на преме, находят прибежище в нитья-сиддхах, в этом разделе они не будут обсуждаться подробно».
Комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура:
нану, кāма-самбандхайор бахаво бхедāх̣ санти | тешāм̇ бхедах̣ катхам̇ ноктас татрāха—кāмети | те две кāма-самбандха-рӯпе према-мāтра-сварӯпике према-мāтра-сварӯпам̇ йайос татхāбхӯте | нитйа-сиддхāх̣ ш́рӣ-враджеш́варāдайа эвāш́райā мӯла-стхāнāни йайос тайор бхāвас таттā тайā хетунā | атра сāдхана-пракаран̣е на самйаг вичāрите, кинту тат-пракаран̣а эва вичарйишйете итй артхах̣
«В рамках кама-рупы и самбандха-рупа-бхакти существует множество подвидов. Почему же здесь о них ничего не говорится?» Данный стих отвечает на этот вопрос. Как кама-рупа, так и самбандха-рупа-бхакти проявляются лишь на уровне премы, и обнаружить их можно в первую очередь в нитья-сиддхах, таких как Нанда. Слово ашрайата (служащий прибежищем) выражает состояние бытия (остается внутри). Поскольку два рассматриваемых вида бхакти — это внутреннее состояние нитья-сиддх, в данном разделе, посвященном садхане, детально они обсуждаться не будут (на атра самйаг вичарите). Тем не менее, они все же будут разбираться в соответствующих главах».
Прити Сандарбха, 84 Анучхеда (Джива Госвами):
бхагават-свабхāва-виш́ешāвирбхāва-хетуш́ ча йасйа бхагават-прийа-виш́ешасйа сан̇гāдинā лабдхā прӣтис тасйа прӣтер эва гун̣а-виш́ешо боддхавйах̣ | нитйа-парикарāн̣āм̇ нитйам эва тад двайам
«Причиной проявления у Господа особого настроения следует считать необычное свойство специфической любви преданного — прити, которую он обретает в глубокой связи с одним из близких возлюбленных спутников Господа. Эти два качества (любовь преданного и ответ на неё Господа) вечно проявлены только в нитья-сиддхах».
«Вивр̣ти» Ш́рӣла Бхактисиддхāнта Сарасватӣ Прабхупāда (Комментарий к 5 стиху «Шикшаштаки», издание Бхактиведанты Нараяны Госвами):
«Пока джива не находится в присущей ей духовной форме, неизбежны нежелательные явления, препятствующие ее продвижению (анартхи). В таком состоянии определение конечной цели остается неоднозначным. Чистая харинама-санкиртана начинается с пробуждения самбандха-гьяны, и только при таком чистом воспевании обретается према. Когда сердце очищается непрерывным воспеванием чистого имени Господа, в сердце живого существа проявляется рати. Эта рати, известная также как бхава, представляет собой начальный росток беспримесной любви к Кришне. Она является сочетанием функций самвит и хладини внутренней энергии Господа и вечно пребывает в сердцах вечных спутников Господа. По милости Шри Кришны и духовного учителя эта бхава передается в сердце живого существа, и тогда его называют джата-рати-бхактой — преданным, в котором проявилась рати или бхава».
Бхакти Расамрита Синдху бинду, текст 2, комментарий Бхактиведанты Нараяны Госвами:
«Слово нитйа-сиддха использовано в этом стихе для того, чтобы развеять это сомнение. Бхава — это вечно совершенный феномен (нитйа-сиддха). Он всегда существует в вечных спутниках (нитйа-парикарах) Бхагавана. Эта нитйа-сиддха-бхава проявляется из сердца вечных спутников Господа в сердце очищенной дживы. Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритаме» (Мадхья-лила, 22.107):
нитйа-сиддха кр̣̄шн̣а-према сāдхйа кабху найа
ш́раван̣āди ш́уддха-читте карайе удайа
Кришна према — это вечно существующая реальность; она не возникает в результате садханы. Она естественным образом проявляется в сердце, очищенном исполнением различных анг бхакти, таких как шравана, киртана и т.д.».
Уджджвала Ниламани (9.43), комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура (Описывается привнесение сварупа шакти извне в антахкарану и постепенное объединение с ней. Премы там не было, но она постепенно проявлялась, приходила извне):
нанв асту према ниргун̣ах̣ | катхам̇ мано-вр̣ттӣнāм апи танмайатā? āдхāрāдхейа-самбандхена чед аджāта-ратӣнāм āрабдха-бхаджана-гандхāм апи бхактāнāм антах̣каран̣асйа бхактй-адхикаран̣атве тад-вр̣ттӣнāм̇ тан-майатве катхам̇ рāга-двешāдайо бхактех̣ пратикӯлāйантāм? сатйам | нāтрāдхāрāдхейа-самбандхаикйам учйате, ким̇ там̇ винаива | татхā хи пратхамам̇ свāнам итй-āди-рӣтйā бхактех̣ карн̣а-правеш́а-мāтрен̣аива джхат̣ити на тена меланам̇ сйāт, кинту нирантарам антах̣каран̣ена саха бхактер абхйāса-паунах̣пунйенāнартха-нивр̣тти-ништ̣хā-ручй-āсакти-бхӯмикāрохāнантарам эва йāвач ча татхā на меланам̇ сйāт, тāван мано-вр̣ттайо рāга-двешāдайах̣ прāкр̣тā анартха-карā эва | йатхā гандхака-чӯрн̣ешу пāрадасйа правеш́а-мāтрен̣аива на меланам̇, ким̇ ту сам̇марда-паунах̣пунйена чирен̣аива | мелане ча йатхā гандхакасйа свāкāрāпагамо рӯпāнтара-прāптис татхаивāнтах̣-каран̣асйа прāкр̣та-дхвам̇саш́ чинмайатвāвāптих̣ | йатхаива пāрада-гандхакайор аикарӯпйам̇ каджджалӣбхāвас татхаива бхактй-антах̣-каран̣айор аикарӯпйам̇ премā, йатхаива пāрадах̣ сарватрāлипто’пй антарбхӯта-пāрватӣ-прӣтикам̇ гандхакам эва сва-сан̇гхаршен̣а сварӯпāнтарам̇ найан свайам анашт̣а-сварӯпа эва тад-упарактатвенаива ким апи парипāка-виш́ешен̣а нāма-рӯпа-ваилакшан̣йам̇ свӣйам эва бхаджате, татхаива карн̣а-рандхрāди-двāрā ш́раван̣а-кӣртанāди-рӯпо бхагавāн анйатрāлипто’пи прӣтимад антах̣каран̣ам̇ правиш́йа сва-ш́актйā сва-сан̇гхаршан̣ена тāм̇ чид-рӯпатāм̇ найан тад-упарактатайā тад-аикйеноттароттара-парипāка-виш́ешен̣а према-снеха-пран̣айāди-нāма-рӯпа-ваилакшан̣йам̇ прāпноти | йатхā ча тач ча пунар анукӯла-васту-сам̇йогенāнекāн бхедāн дхатте, татхаива премāпи ш́рӣ-бхагавато дāса-сакхи-гуру-кāнтā-бхāва-миш́рен̣а дāсйāди-прабхедам | эвам̇ ча сāдхана-сиддхāнāм апи премā йадй атāдр̣ш́атвена нирӯпатас тадā нитйа-сиддхāнāм̇ нитйа-сиддха эва преман̣и ках̣ сандеха ити
«Вы утверждаете, что према находится за пределами гун. Но как могут функции ума также находиться за пределами гун, ведь существует связь между вместилищем и тем, что в нем находится. Антахкарана (материальное тонкое тело) — это вместилище бхакти даже для тех, кто только начал практиковать бхакти (в её самой первой, слабой версии), поэтому они ещё не обрели устойчивого и сильного вкуса к преданному служению. Если ум наполнен бхакти, как же тогда устремления и неприязнь могут мешать ей? (Почему рага и двеша садхаки являются материальными, и их называют анартхами, которые вредят бхакти? Ведь бхакти уже находится в его уме! Как же там может быть что-то отличное от неё?).
Это верно, но сосуд и то, что он вмещает – не одно и то же. На начальных этапах бхакти проникает через уши, но не смешивается с антахкараной. Практикуя бхакти, человек постепенно поднимается от анартха-нивритти к стадиям ништхи, ручи и асакти. После этого происходит смешение. До тех пор, пока бхакти не смешивается с антахкараной, такие функции ума, как устремления и неприязнь, будут оставаться материальными анартхами. Когда серу добавляют в ртуть, немедленного смешивания не происходит, но после многократного растирания спустя долгое время они смешиваются. Тогда сера меняет свою первоначальную природу и принимает другую форму. Точно так же материальная природа антахкараны постепенно разрушается и становится духовной. Как сера и ртуть в конце концов становятся одним целым, так и бхакти с антахкараной становятся единым целым — премой. Хотя ртуть не соединяется с другими веществами, но она может соединиться с серой при продолжительном растирании и нагревании, в конце концов породив новое вещество. Наичистейший Господь в форме воспевания Святого Имени или других анг бхакти входит в антахкарану, постепенно «втирается» в неё своей сварупа шакти, заставляя антахкарану принять духовную форму. Путём нагрева антахкараны, соединённой с бхакти, достигается новое возвышенное состояние, при котором проявляются уникальные уровни любви: према, снеха, пранайя, рага, анурага и махабхава. Подобно разным видам алхимических преображений ртути, благодаря смешению с благоприятными ингредиентами, према приобретает различные формы дасьи, сакхьи и т.д., смешиваясь с бхавами слуги, друга, родителя или возлюбленного. Према садхана-сиддхов была описана таким образом. Что же тогда можно сказать о преме нитйа-сиддхов? (Приводится пример особой алхимической процедуры, в которой сначала смешиваются и интенсивно растираются сера и ртуть, затем эта смесь нагревается, затем порождается новое вещество. Антахкарана (материальное сознание) постепенно смешивается с бхакти (шравана, киртана…), что приводит к очищению и одухотворению сознания. Потом возникает вкус, что подобно нагреву этой смеси, в результате проявляется према (сознание преданного полностью одухотворено, все эмоции являются духовными))».