Камнем преткновения на пути бхакти могут стать наши отношения с вайшнавами. Конфликты и проявление очень необычных, мягко говоря, качеств со стороны нашего окружения как будто являются излюбленным средством проверки нашей искренности и смирения со стороны Кришны. Джива Госвами в 173-ей ануччхеде Бхакти Сандарбхи описывает то, что настоящая вера побуждает человека всячески избегать оскорблений в адрес преданных:
ким̇ ча, джāтāйāм̇ ш́раддхāйāм̇ сиддхāв асиддхау ча сварн̣а-сиддхи-липсор ива садā тад-анугати-чешт̣аива сйāт | сиддхиш́ чāтрāнтах̣каран̣а-кāмāди-доша-кшайа-кāри-парамāнанда-парамāкāшт̣хā-гāми-ш́рӣ-хари-спхуран̣а-рӯпаива джнейā | тасйāм̇ свāртха-сāдханāнуправр̣ттау ча дамбха-пратишт̣хāди-липсāди-майа-чешт̣ā-леш́о’пи на бхавати | на тешāм̇ сутарāм̇ джнāна-пӯрвакам̇ махад-аваджнāдайо’парāдхāш́ чāпатанти, виродхāд эва
«Когда есть вера, то, независимо от того, достиг человек совершенства или только продвигается к нему при помощи практики, словно стремящийся обрести золото, садхака непрерывно прилагает усилия. Совершенством считается проявление образа Шри Хари в сердце, которое дарует высшее, несравнимое ни с чем блаженство и устраняет все недостатки антахкараны, такие как вожделение и прочее. Тот, кто занят практикой для достижения заветной цели, не должен проявлять даже капли таких пороков, как стремление к почестям, гордость, лицемерие. Такой преданный не будет пренебрегать святыми и совершать другие оскорбления в их адрес, поскольку это противоречит даршану Господа в сердце».
Но как же сложно бывает порой удержаться. Всё так складывается, словно специально, словно назло. События, люди, слова и поступки указывают на то, что я прав, а передо мной негодяи, которых, как минимум, нужно поставить на место, и как максимум стереть с лица Земли.
Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила, 25.279
э амр̣та кара пāна, йāра сама нāхи āна,
читте кари’ судр̣д̣ха виш́вāса
нā пад̣а’ кутарка-гарте, амедхйа каркаш́а āварте,
йāте пад̣иле хайа сарва-нāш́а
Читатели должны наслаждаться этим изумительным нектаром, ибо с ним не сравнится ничто. Храня в глубине сердца твердую веру, они должны остерегаться ловушек ложных доводов и водоворотов неблагоприятных ситуаций. Если человек попадет в эти ловушки, ему придет конец».
Мы склонны ошибаться и импульсивно реагировать. Если даже потом понимаем, что недолжным образом отзывались и вели себя по отношению к преданным и просим прощения, то всё равно какой-то груз этих необдуманных слов и поступков омрачает наше сознание.
Бхакти Сандарбха, 154-ая ануччхеда
атха бхактйāди-кр̣тāбхимāнатвам̇ чāпарāдха-кр̣там эва ваишн̣авāвамāнāди-лаксан̣āпарāдхāнтара-джанакатвāт | йатхā дакшасйа прāктана-ш́рӣ-ш́ивāпарāдхена прāчетасатвāвастхāйāм̇ ш́рӣ-нāрадāпарāдха-джанмāпи др̣ш́йате
«Теперь мы обсудим гордость, вызванную практикой бхакти, которая является пятым последствием апарадхи. Когда человек гордится своим преданным служением, это является результатом оскорбления. Так как гордость сопровождается отсутствием уважения к преданным, то она приводит к новым оскорблениям. Это видно на примере Дакши, который из-за того, что ранее оскорбил Господа Шиву, стал оскорблять Шри Нараду в своём следующем рождении в качестве сына Прачетов».
Чайтанья-Чаритамрита, Антья-лила, 3.213
бхакта-свабхāва, — аджн̃а-доша кшамā каре
кр̣шн̣а-свабхāва, — бхакта-ниндā сахите нā пāре
«Чистому преданному свойственно прощать оскорбления со стороны невежественных негодяев. Но Кришну отличает то, что Он не терпит поношение Своих преданных».
Как же счастливы те великие души, которые не обращают внимание на внешние дрязги, а смотрят в самую суть и не зависят от похвалы и хулы, всегда радея о благе всех и каждого.
Бхагавад-Гита, 2.57
йах̣ сарватрāнабхиснехас
тат тат прāпйа ш́убхāш́убхам
нāбхинандати на двешт̣и
тасйа праджн̃ā пратишт̣хитā
«Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то дурное, обладает совершенным знанием».
Вишванатха Чакраварти Тхакур в Сарартха Варшини так комментирует этот стих:
анабхиснехах̣ сопāдхи-снеха-ш́ӯнйо дайāлутвāн нирупāдхир ӣшан-мāтра-снехас ту тишт̣хед эва | тат тат прасиддхам̇ саммāна-бходжанāдибхйах̣ сва-паричаран̣ам̇ ш́убхам̇ прāпйāш́убхам анāдаран̣ам̇ мушт̣и-прахāрāдикам̇ ча прāпйа крамен̣а нāбхинандати | на праш́ам̇сати твам̇ дхāрмиках̣ парамахам̇са-севӣ сукхӣ бхавети на брӯте | на двешт̣и твам̇ пāпāтмā нараке патети нāбхиш́апати | тасйа праджн̃ā пратишт̣хитā самāдхим̇ прати стхитā сустхира-праджн̃ā учйата итй артхах̣
Здесь слово анабхиснехах̣ означает свободу от любых привязанностей, которые рождаются из материальных обозначений. Те, о ком говорится в стихе, несомненно, проявляют любовь к окружающим, но эта любовь порождена состраданием и свободна от материальных наслоений. Они не хотят наслаждаться восхвалениями в свой адрес или вкусными угощениями и не спешат славить тех, кто выражает им знаки почтения. Они не говорят им: «О да, ты очень религиозен и так замечательно служишь парамахамсам. Всех тебе благ». Точно так же, оказавшись в неприятной или опасной ситуации, когда кто-то поносит их или угрожает жизни, они не проявляют враждебности к своим недоброжелателям и не проклинают их: «Ах ты грешник! Чтоб тебе гореть в аду!» Разум таких людей очень стоек. Ибо всегда погружён в самадхи. Это и называется стхита-прагья».
Нам нужно учиться у них. А пока мы такими не стали, нужно хотя бы не торопиться доверять своему осквернённому уму, который запрограммирован на поиск недостатков и склонен приписывать другим низменные мотивы, что далеко не всегда является правдой. Давайте ошибаться в лучшую сторону и верить в чистоту помыслов преданных. Хватит уже жужжать в поисках того, что так нравится мухам.
Чайтанья-Чаритамрита, Ади-лила, 8.62
ваишн̣авера гун̣а-грāхӣ, нā декхайе доша
кāйа-мано-вāкйе каре ваишн̣ава-сантоша
«Он всегда принимал во внимание только хорошие качества вайшнавов и никогда ни в ком не искал недостатков. Все свое сердце и всю душу он посвятил только тому, чтобы доставлять удовольствие вайшнавам».