Доял-Нитай прабху — один из руководителей Ашрама Бхактиведанты. Он занимается духовной практикой около 25 лет. Вайшнавы, которые знают его давно, говорят, что все эти годы они не видели Доял-Нитая прабху с грустным выражением лица и что притворяться счастливым в течение такого долгого времени невозможно.
В детстве я размышлял так: «Кто-то же все это создал!» Когда мне было 5 лет, я часто по ночам смотрел на звездное небо – как творение Господа устроено. «Неужели никто этого не создавал? Этого не может быть!» — думал я. Я уже тогда предполагал, что кто-то это все создал – разумное существо, которое всеми повелевает, все контролирует, всех знает.
Отец тоже понимал, что Бог есть. Во время службы в армии он ехал на БТР, который перевернулся, и он из него вылетел. БТР упал прямо на отца, но он каким-то чудом оказался между колесами. Ни единой царапинки! Ему тогда сказали, что он родился в рубашке, потому что обычно так не бывает. И отец тогда задумался: «О, похоже кто-то меня спас. Похоже, Бог есть, и Он меня защищает».
Через несколько десятилетий мой отец оставил свой дом во Владивостоке и уехал жить в Индию. С мамой они официально не разведены, но он под старость решил поселиться в дхаме. Недавно выяснялось, что он еще до меня был знаком с вайшнавизмом, только не практиковал. Его друг по гаражу рассказывал ему о сознании Кришны еще в далеком 1989-м году. А практиковать отец начал позже, когда прочитал книги, которые я оставил дома. Я ему особо не проповедовал. Думал, что родителям бесполезно что-то говорить — яйца курицу не учат. Он сам начал практиковать. Ади Бхагаван дас его зовут. Он живет в Маяпуре уже 6 лет, помогает русской общине.
Будучи школьником, я не понимал, как можно одновременно заниматься спортом и не есть мясо. В спортивном лагере я познакомился с первым кришнаитом: он читал какую-то большую красную книгу и не ел мясо. Я подумал: «Странный человек! Мы тренируемся. Сила нужна. А у него такая необычная диета». Я с ним познакомился, и через пару дней он мне уже читал вслух «Источник вечного наслаждения».
Ведическое знание очень легко вошло в мою жизнь, как будто я его не узнавал, а вспоминал. Карма, реинкарнация – эти вопросы мне были очень понятны. Когда мне в руки попала мриданга, я сразу начал играть на ней, как будто все эти ритмы уже были мне знакомы. Кстати, в детстве я учился играть на аккордеоне, а у них с фисгармонью похожая клавиатура. И я понял, что Господь меня уже с детства готовил.
В военной академии практиковать сознание Кришны было крайне сложно. Особенно первые два года, когда у нас был казарменный режим. Мы учились чуть ли не 11 месяцев в году и жили в комнатах по 8 человек. Я думал, как это все сочетать с духовной практикой, когда джапу читать? И однажды ко мне пришла грандиозная идея: я вызвался быть пожизненным уборщиком учебного класса. Я убирал этот класс каждый день, а вечером там закрывался – читал джапу и книги. Это был мой персональный бхаджан-кутир. Я жег там благовония и музыку ставил. Правда, с прасадом были сложности. В столовой я питался хлебом, маслом и макаронами без подливы. Аскетично было, конечно. Два года я был очень худой.
Я понимал, что меня могут отчислить… Руководство института вычислило меня ближе ко второму курсу. Меня вызвали и сказали, что нельзя проповедовать. Сослались на закон о милиции, который гласит, что нельзя проповедовать внутри организации. Я им сказал, что я и так не проповедую, просто сам практикую. Поскольку я хорошо учился, меня не стали выгонять.
Летом после отбоя я убегал в самоволку в храм. Я брал с собой двух друзей-курсантов, которые интересовались сознанием Кришны. Просто летом в общежитии все обычно пили и орали, и там невозможно было спать. Поэтому нам приходилось уезжать спать. Мы приезжали вечером в храм, ночевали, участвовали в утренней программе, а к 7 утра уже должны были быть на утреннем досмотре. Однажды, когда мы утром уже заходили на территорию института, дежурные решили проверить наши увольнительные, которых у нас не было. Но мы сказали, что мы на 5 минут выбежали до магазина, и нас пропустили. Да, пришлось соврать – иначе бы нас отчислили.
После окончания ВУЗа я должен был проработать в милиции 5 лет. Таково было условие. От этого становилось не по себе, и я молился Господу, чтобы Он помог мне вырваться из этой системы. Он ответил: я проработал в милиции меньше полугода. Мне дали сложное дело – дело о превышении полномочий одним депутатом. И это дело было заведомо провальное, поскольку депутата с его связями практически невозможно было привлечь к ответственности. И мне, новичку, дали это дело, чтобы я его похоронил, а я как молодой выпускник, полный энтузиазма, решил добиться справедливости. И Кришна дал разум, как это сделать, какой материал собрать, с кем познакомиться. Я подумал, что обычно у таких больших людей есть враги. Надо просто найти его врагов! И этим врагом оказался прокурор района. И когда я узнал, что у прокурора есть претензии к этому депутату по поводу курортных земель в одном из районов Владивостока, я показал ему все материалы, и тот сказал: «Ну, давай, копай! Я тебя прикрою!» Он пообещал снять с него депутатскую неприкосновенность. И я понял, что, если найду доказательства, то меня сразу уволят. И я их нашел. Вскоре меня в приказном порядке отправили в отпуск, чтобы я не мог дальше этим делом заниматься. Они узнали, что у меня есть неоспоримые доказательства вины депутата и что по этому делу я даже непосредственному начальнику не отчитывался. По сути, я действовал как частный детектив. В общем, я сам написал рапорт об увольнении. Все равно я бы не смог работать в такой системе. Ты, вроде – преданный, а ради статистики сажаешь в тюрьму простых людей, попавшихся на мелочах, прекрасно понимая, что «свои», ворующие миллионы и миллиарды, никогда не сядут. Тот депутат, кстати, откупился – машины нужным людям подарил…
Когда я пришел жить в храм, там было холодно и голодно. Это был 1998 год, когда в ИСККОН разразился кризис. Первую зиму в комнате, в которой я обитал, было 8 градусов тепла. С едой тоже были проблемы: почти год мы ели только перловку на завтрак и тыкву на обед. К осени мы переехали в разваленный детский садик, в процессе служения Божествам достраивая его. Там жили всего 2-3 человека, не больше. Я пуджарил и отвечал за книги ББТ. Спал по 4-5 часов в сутки, но молодой организм выдерживал.
Меня целый год не отпускали из храма, потому что некем было меня заменить. Дело в том, что я очень хотел уехать в московский ашрам брахмачари – там было общение, а во Владивостоке кроме меня, по сути, и брахмачари-то не было. Когда я приехал в «Храм на Беговой», мне поручили очень ответственное служение – я делал визы и покупал преданным билеты в дхаму. Тогда еще не было электронных билетов, нужно было ездить и получать бумажные: 120 билетов на Гаура-пурниму и 70 – на Картику… Это нелегко было. Через несколько лет после закрытия «Храма на Беговой» я вместе с другими брахмачари переехал в Ашрам Бхактиведанты в Юрлово…
Дома по книжкам научиться бхакти невозможно. Ашрам Бхактиведанты – место уникальное, потому что здесь молодые вайшнавы могут получить действительно серьезное духовное образование. Поэтому Госвами Махарадж очень хотел, чтобы такой образовательный центр появился. Недавно мы реформировали систему образования в Ашраме. Сейчас есть преподаватель и его ученики, и он с ними каждый день работает. Раньше обучение проходило по западной системе – один лектор, другой, потом экзамен. Отработал – забыл. А тут уже работа над характером, над личностью. Тут не отсидеться на задней парте. И это даже самих студентов вдохновляет – кому нужно образование «ради галочки»? Вообще, здесь живут счастливые люди. Никого не увидишь грустным. Все радостно служат Кришне, чувствуют духовную энергию. Жизнь ключом бьет!
Проблемы со здоровьем очень мешают духовной практике на начальном этапе. Поскольку я –начинающий, мне в последнее время нелегко. Но у нас есть молитвы из Шримад-Бхагаватам. Например: «тат тенукампам сусамикшаманам» – нужно воспринимать все перипетии судьбы как милость Кришны». Эти «перипетии» будут у каждого. Не было таких людей, у которых не было бы сложностей в материальном мире. Но проблемы и беды позволяют глубже погрузиться в прямые анги преданного служения… Приходится молиться, больше джапы читать. Акшаджа прабху тоже, как и я, ведет молитвенную жизнь – тоже часто болеет. А куда деваться? Просто в момент смерти нам только сознание Кришны поможет. Ни лекарства, ни врачи, никто не сможет помочь. Только преданные и сознание Кришны. Все преданные – носители духовной энергии. Мы должны видеть их таким образом! Тогда мы будем благодарны любому преданному, каким бы он ни был. «О, Господь, Ты дал мне общество преданных! Это – Ты сам! Это – проявление Твоей милости. Так Ты проявляешься в моей жизни!».