«Всегда пытайтесь понять Кришну с помощью сиддханты, с помощью ведических заключений, а не выдумывая идеи. Сиддханта. Не ленитесь. Таково наставление Кавираджа Госвами.
Чайтанья Чаритамрита, Ади лила, 2.117
сиддха̄нта балийа̄ читте на̄ кара аласа
иха̄ ха-ите кр̣шн̣е ла̄ге судр̣д̣ха ма̄наса
Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне.
Не выдумывайте свои идеи, не своевольничайте и не будьте сентименталистами… Тогда вы будете все более и более утверждёнными в истине. Тогда ваша жизнь станет успешной».
Лекция Прабхупады по Шримад Бхагаватам 1.7.10, 9 сентября, 1976, Вриндаван
После совместной лекции с Дамодар Виласом прабху на тему «Предопределённость расы или свобода в её обретении» в воздухе повисла необходимость оформить все доказательства и аргументы, которые были использованы. Ведь одно дело пробежаться глазами по тексту, пусть объёмному и не всегда простому, и совсем другое – посмотреть четырёхчасовую лекцию, да ещё и сориентироваться во всех доводах. Время настало. Пусть это доставит радость немногим, но эти преданные – моя самая любимая часть аудитории, ради них я готов на многое.
Так как текст действительно получился объемным, мы разбили его на небольшие статьи. Будем публиковать их раз в две недели. Надеюсь, что этот труд (набор праман) будет полезен для разных категорий вайшнавов:
- Те, кто попытается опровергнуть тезис о приобретённом характере расы, получат в своё распоряжение перечень аргументов, которые нужно оспорить, согласовать, объяснить, учесть.
- Те, кто согласятся с тезисом, обретут серьёзное обоснование своего понимания на основе многочисленных утверждений ачарьев и шастр.
- Те, кто занимаются исследованиями по данной теме сиддханты, получат готовый материал и возможные направления для дальнейших изысканий.
1) Понижение расы в результате апарадхи.
Бхакти Расамрита Синдху 1.3.54
бхāво ’пй абхāвам āйāти кр̣шн̣а-прешт̣хāпарāдхатах̣ |
āбхāсатāм̇ ча ш́анакаир нйӯна-джāтӣйатāм апи ||
Серьезное оскорбление возлюбленного преданного Господа уничтожает даже настоящую бхаву. Если оскорбление является средним по своей тяжести, бхава превратится в бхавабхасу. Если же человек совершит незначительное оскорбление, его бхава станет ступенью ниже.
Джива Госвами подтверждает это:
абхāвам̇ двивидхасйаивāпарāдхасйāдхикйена | эвам āбхāсатāм̇ мадхйаматвена нйӯна-джāтӣйатāм алпатвена татра нйӯна-джāтӣйатвам̇ вакшйамāн̣āнāм̇ ш́āнтй-āди-пан̃ча-видхāнāм̇ ратй-āдй-ашт̣а-видхāнāм̇ ча тāратамйена джн̃ейам
Серьёзное оскорбление, нанесённое Кришне или его возлюбленному преданному, способно разрушить настоящую бхаву. Если человек совершит оскорбление средней тяжести, его бхава превратится в бхавабхасу (тень бхавы, подобие). Незначительное оскорбление приводит к тому, что понижается степень бхавы. Понижение на порядок означает деградацию в рамках пяти рас (шанта и т.д.) и восьми ступеней садхья бхакти от рати до маха-бхавы (Садхья-рупа или харда-рупа-бхакти имеет пять типов: бхава, према, пранайя, снеха и рага. В «Уджджвала-нила-мани» упоминаются еще три типа: мана, анурага и маха-бхава).
Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает в связи с этим:
кр̣шн̣асйа прешт̣хах̣ атиш́айа-прийас тасминн апарāдхатах̣ | йатхā рагхунāтхасйа пāршадо’пи двивида-нāмā вāнарас тасйа лакшман̣а-стхāне’парāдхасйāдхикйена бхāво’бхāвам̇ прāптах̣ | апарāдхасйа мадхйаматвенāбхāсатвам | алпатве нйӯна-джāтӣйатвам | тач чоджджвала-ратимāн дāсйам̇, дāсйавāн ш́āнтй-āдикам̇ прāпноти
«Апарадха по отношению к возлюбленным преданным Кришны уничтожает бхаву. Примером этому может служить спутник Рамы по имени Двивида. Он совершил апарадху по отношению к Лакшману, что оказалось губительным для его бхавы. Апарадха средней тяжести превращает бхаву в бхавабхасу. При незначительном же оскорблении бхава переходит в другое качество. Мадхура-рати становится дасья-рати. Дасья-рати опускается до шанта-рати».
Очень странно, что в разделе, где описывается бхава, встречаются комментарии о том, что понижаются расы и уровни Премы, что относится к другой теме. Складывается впечатление, что можно лишиться Премы, поменять её уровень. Ну и с чего вдруг Према бхакта будет оскорблять Кришну и Его возлюбленных преданных? Разве такое возможно?
Разгадкой и правильным согласованием является комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура (Сарартха Даршини) на ШБ 3.16.13:
сатй апи тāдр̣ш́е бхактāпарāдхе йо бхагавач-чаран̣а-туласӣ-гандхāди-мāдхурйāнубхавах̣ са кхалу брāхман̣āтикрамāнантарам анутаптайор джайа-виджайор йā тешу кр̣пā тад-анугāминйā бхагават-кр̣пāйāх̣ прабхāвам эва джн̃āпайати, ато йадй эшāм̇ бхактāпарāдхо нāбхавишйат тадā бхакта-бхагаватох̣ кр̣пā-пāтрӣ-бхӯтāнāм эшāм̇ ш́уддха-дāсйа-премаивāджанишйат | тасмāд апарāдха-сад-бхāвāч чхāнта-бхактатв эваишāм абхӯт | йад уктам̇—
бхāво ’пй абхāвам āйāти кр̣шн̣а-прешт̣хāпарāдхатах̣ |
āбхāсатāм̇ ча ш́анакаир нйӯна-джāтӣйатāм апи || [бха.ра.си. 1.3.54] ити
«Хотя Кумары оскорбили преданных, но они всё же почувствовали сладостный аромат листьев туласи стоп Господа. Это свидетельствует о том, что Джая и Виджая, чрезвычайно сожалевшие о своём дурном поведении в отношении брахманов, в раскаянии пролили на них свою милость, которая стала причиной великой милости Бхагавана. Если бы Кумары не оскорбили преданных, то по милости преданных и Господа у них развилась бы чистая дасья-према. Но из-за последствий оскорбления они смогли обрести только шанта-бхакти.
В Бхакти-расамрита-синдху (1.3.54) сказано:
«Серьезное оскорбление возлюбленного преданного Господа уничтожает даже настоящую бхаву. Если оскорбление является средним по своей тяжести, бхава превратится в бхавабхасу. Если же человек совершит незначительное оскорбление, его бхава станет ступенью ниже».
Оскорбления и их последствия на этапах от шраддхи до бхавы влияют на итоговое достижение преданного в рамках пяти рас (и восьми уровней садхья бхакти). Это позволяет нам прийти к заключению о том, что раса не предопределена. Расу можно менять до уровня бхавы включительно, поэтому эти темы рассматриваются именно в этом разделе Бхакти-расамрита-синдху. Те, кто достигли Премы, навечно остаются в этом положении. Даже Кришна не способен вырываться из сладостного плена любви, что уж говорить о дживах.
Вишванатха Чакраварти Тхакур (Рага-вартма-чандрика 2.6) пишет:
йатхā хй авидйā сва вр̣ттйā маматайā джӣвам̇ дух̣кхайитум эва бадхнāти, йатхā дан̣д̣анӣйа джанасйа гāтра-бандханам̇ раджджу нигад̣āдинā мāнанӣйа джанасйāпи гāтра-бандханам анаргха сугандха сӯкшма кан̃чукошн̣ӣшāдинā, ити авидйāдхӣно джӣво дух̣кхӣ, премāдхӣнах̣ кр̣шн̣о’ти сукхӣ. кр̣шн̣асйа премāваран̣а сварӯпах̣ сукха виш́еша бхога эва мантавйах̣, йатхā бхр̣н̇гасйа камалако шāваран̣а рӯпах̣. атаевоктам̇ ‘нāпаиши нāтха хр̣дайāмбурухāт свапум̇сāм ити пран̣айа расанайā дхр̣тāн̇гхри-падме ити ча.
«Из-за невежества живое существо обрастает привязанностями и страдает, подобно преступнику, связанному веревками и закованному в цепи, тогда как почтенному человеку его одежда — дорогая, ароматная курта и тюрбан — приносит удовольствие, хоть и стесняет. Подобным же образом, обусловленные души, связанные невежеством, испытывают только страдания, а Кришна, находясь в плену премы, — полное счастье. Кришна счастлив, пребывая во власти премы, как шмель — в чашечке закрывшегося лотоса. Поэтому говорится: «О Натха! О Господь! Ты не покидаешь подобные лотосам сердца Своих преданных, преданные связали Твои лотосные стопы узами любви»».