Ущербное эго — источник огромного количества свершений и подвигов, проектов, служения, предания гуру и наставникам, патетических жестов и поз, эмоциональных бурь, самопожертвования и самолюбования, гордости и амбициозности, борьбы за духовное возвышение, и в конце концов… одиночества. И это одиночество возникает даже в те моменты, когда вокруг много людей, некоторые из которых по ошибке почитают тебя и признают тебя великим.
дасйун пура шан на виджитйа лумпато
манйанта эке сва-джита дишо даша
джитатмано джнасйа самасйа дехинам
садхох сва-моха-прабхавах кутах паре
На свете было много глупцов вроде тебя, кто не стал бороться с шестью врагами, способными отнять у человека все его достояния. Эти глупцы гордо думали: «Я победил своих врагов на всех десяти направлениях». Но на самом деле, если человек одолел шесть врагов и научился одинаково относиться ко всем живым существам, ему не с кем больше враждовать. Враги — это всего лишь плод воображения невежды. (ШБ 7.8.10)
Доказать другим свою исключительность, получить одобрение, отстоять свои права и достоинства. Внутри живёт маленький, пугливый хорёк. У него дурной нрав. Он готов расплакаться, начать переживать по любому поводу. Он злопамятный и очень обидчивый, так как глубоко внутри понимает, что ничего сколь-нибудь значимого и грандиозного в нём нет. Жизнь нашего героя протекает в постоянном страхе ожидания того, что его мелочную натуру раскроют и лишат всех привилегий.
Любители читать лекции, с придыханием говорить о важности бхакти и искренности, бросающие томные взоры на сияющие лики Божеств. О, это возвышенное устремление помочь другим! Откуда такое нежелание слушать? Кому отдали вы себя без ожидания награды и без брачного договора? Что за стремление к превосходству над другими? Что за странная мантра: «я – великий»?
пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершаются тремя гунами материальной природы. (БГ 3.27)
Материализм может быть сентиментальным, рациональным, логичным, «шастричным», ведическим и, к сожалению, даже вайшнавским. Как правило, страдающему «болезнью эго» очень сложно себе в этом признаться. Кажется, что проблемы у тех, кто вокруг. Но, если мы обнаружили в себе это гадкое: «я – великий», то сомнений нет – надо лечиться. Метод один. И к нему-то как раз и не хочется прибегать – теперь уже по-настоящему отдать своё сердце преданным, которые превосходят нас, как не больно это констатировать.
йогйата-вичаре, кичху нахи паи
томара каруна-сара
каруна на хоиле, кандийа кандийа
прана на ракхибо ара
Думая о своей квалификации, я не нашел никаких личных достоинств. Если у меня и есть что-то ценное – это Твоя милость. Поэтому, если ты не будешь милостив ко мне, я, непрестанно проливая слезы, больше не буду поддерживать свою жизнь в теле. (Бхактивинод Тхакур, из «Шаранагати»)
Ананташри прабху, ректор Ашрама Бхактиведанты