Обсуждали с преданными историю обретения духовного тела Нарадой Муни, что пробудило стремление подробнее разобраться в этом интересном вопросе. Поэтому вашему вниманию предлагается очередной набор праман и небольшие рассуждения на эту тему.
1 вариант объяснения – Нитья-сиддха играет роль садхана-сиддхи, чтобы показать пример обитателям материального мира
По этой версии получается, что иногда они играют роли обусловленных душ, чтобы показать нам процесс достижения совершенства и пример решительности, преодоления преград и соблазнов.
Шримад Бхагаватам, 7.10.13 (комментарий Шрилы Прабхупады)
«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: эвам̇ прахла̄дасйа̄м̇ш́ена са̄дхана-сиддхатвам̇ нитйа-сиддхатвам̇ ча на̄рада̄дивадж джн̃ейам. Есть две категории совершенных преданных: садхана-сиддхи и нитья-сиддхи. Махараджа Прахлада является одновременно и садхана-сиддхой, и нитья-сиддхой: его совершенство объясняется и тем, что он занимался преданным служением, и тем, что он совершенен вечно. В этом Махараджа Прахлада подобен Нараде. Нарада Муни в предыдущей жизни был сыном служанки, и благодаря своему преданному служению он в следующей жизни достиг совершенства (садхана-сиддхи). Но вместе с тем он — нитья-сиддха, потому что никогда не забывает Верховную Личность Бога».
Шримад Бхагаватам, 7.10.3 (комментарий Шрилы Прабхупады)
«В «Бхакти-расамрита-синдху» подробно рассказывается о преданных, относящихся к категориям нитья-сиддх и садхана-сиддх. Нитья-сиддхи приходят с Вайкунтхи в материальный мир, чтобы на своем примере показать его обитателям, как стать преданным. Те, кто живет в материальном мире, могут взять пример с таких преданных и обрести стремление вернуться домой, к Богу. Нитья-сиддха нисходит с Вайкунтхи по распоряжению Верховной Личности Бога и своим примером учит других, как стать чистым преданным (анйа̄бхила̄шита̄-ш́ӯнйам). Хотя нитья-сиддха приходит в материальный мир, он остается безразличным к его соблазнам, и материальные наслаждения его не привлекают. Именно таким преданным — нитья-сиддхой, маха-бхагаватой — был Махараджа Прахлада».
Особенно важным и значимым в этом сценарии является то, что обитатели этого мира очень сильно привязываются и вдохновляются примерами таких героев. Он здесь, он с нами, он такой же как мы, у него получилось, он проливает милость на нас и преодолевает все невзгоды. Такая любовь к преданным является важнейшим фактором продвижения в бхакти. Бхагаван делает всё, чтобы как можно ярче возвестить миру славу этих преданных. Об этом пишет Санатана Госвами в комментарии Диг-даршани на Брихад Бхагаватамриту 1.3.84:
ато махā-лакшмӣто’пи прахрāдасйа мāхāтмйам адхикам̇ ш́рутвā тад-асахамāнā круддхā сатӣ твāм̇ мāм апй аваджн̃āсйати, тач чāтӣвāйуктам ити бхāвах̣ | йадйапи бхагаван-нитйа-прийатамāйā ваикун̣т̣хеш́варйāх̣ садā-кр̣та-тад-вакшо-нивāсāйā махā-лакшмйāх̣ сакāш́āд арвāчӣна бхактасйа прахрāдасйа мāхāтмйāдхикйам̇ катхан̃чид апи на сан̇гаччхате, татхāпи брахма-варен̣а махā-даитйа-правара-хиран̣йакаш́ипунāкрāнтāйāм̇ траилокйāм̇ бхагавад-бхакти-вигхна-бхаре джāте ниджа-бхактāнāм̇ сарвешāм апи парамодвегам āкалаййа ниджа-бхакти-мāхāтмйа-прадарш́анāйа хиран̣йакаш́ипу-видāран̣а-самайе свайам̇ бхагаватā прāчӣнāрвāчӣна-бхакта-варгебхйо ваикун̣т̣ха-вāсибхйаш́ ча нитйа-пāршадебхйо махā-лакшмйā апи сакāш́āн мāхāтмйа-виш́ешах̣ ш́рӣ-прахрāдāйа нитарāм̇ даттах̣
Хорошо ли это говорить, что Прахлада, который в какой-то момент стал преданным, превосходит Махалакшми, которая вечно является дорогой супругой Господа, царицей Вайкутхи и постоянно пребывает на груди Господа?
Когда Хираньякашипу, предводитель демонов, по милости Брахмы овладел тремя мирами, создал препятствия для бхакти и доставил всем огромные беспокойства, сам Господь прославил Прахладу больше, чем преданных древности и современности, больше, чем жителей Вайкунтхи, больше, чем Его вечных спутников, и даже больше, чем Махалакшми. Он сделал это, чтобы показать славу своего преданного. Это ясно видно из истории в Седьмой песне.
…
итй-āдау чāнйешāм арвāчӣнāнāм̇ бхактāнāм̇ сан̇каршан̣āди-ваикун̣т̣ха-нитйа-пāршадебхйо махā-лакшмйāш́ чāпи сакāш́āд адхико махимā ш́рӯйате | са ча нитйа-пāршадāнāм̇ ш́рӣ-сан̇каршан̣āдӣнāм̇ парама-виш́уддха-према-бхактер нитйа-свабхāва-сиддхатвена тад-апекшайā кин̃чит паритйāгāдй-абхāвāд арвāчӣна-бхактāнāм̇ ча тад-апекшайā сакала-паритйāгāдй-āлочанāт
Можно услышать о личностях, недавно ставших преданными, которых Господь прославляет больше, чем Своих вечных спутников, таких как Санкаршана и даже Махалакшми. Поскольку Санкаршана и другие по своей природе обладают высочайшей чистой премой, им не нужно ни от чего отрекаться. Однако новые преданные, полностью зависящие от Господа, отрекаются от всего в этом мире.
2 вариант объяснения – есть описания, связанные с нитья-сиддхой, а есть описания, связанные с живым существом, ставшим его амшей посредством садханы.
Крама Сандарбха 1.6.31 (в издании BBT 1.6.30)
атредам̇ вивечанӣйам—
сарвешу ваикун̣т̣хешу, сарвешу кāлешу ча, ш́рӣ-нāрадасйа нитйатā ш́рӯйата ити | йадйапй этан на гхат̣ате, татхāпи нитйа-ш́рӣ-нāрада-сāрӯпйāдикам̇ прāптам̇ махā-бхāгадхейам̇ джӣва-виш́ешам аваламбйа гхат̣ата ити
«Общеизвестно вечное существование Нарады во все времена и везде (на всех Вайкунтхах). Если встречаются описания, которые противоречат этому (например описывается рождение, или обретение статуса Нарады), то их нужно понимать следующим образом – особенная джива достигает сарупью и прочее с вечным Нарадой (обретает такой же облик и разделяет другие его атрибуты), став обладателем великих достояний».
Как же это происходит? Что нужно практиковать, чтобы обрести статус чьей-то амши (части)? По крайней мере, у нас есть описание этой технологии в отношении жителей Вриндавана. Думаю, что во всех остальных случаях должно быть что-то подобное.
Уджджвала Ниламани, 3.52-53 (комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура)
татра кечин нāрадāди-мукхāд āкарн̣ита-кр̣шн̣а-тат-тал-лӣлā бхактā бхаванти | бхактāш́ ча тривидхāх̣ сва-вāсанāнусāрен̣а тал-лӣлā-парикарāн̣āм̇ ш́уддхāнугатиманто’хан̇грахопāсанā-майāнугатиманто’нанугатиманташ́ ча | татрāдйāх̣ кечид девāх̣ ш́рӣдāма-субалāдӣнāм̇ прийа-сакхāх̣ | кāш́чид девйаш́ ча ш́рӣ-рāдхāдӣнāм̇ прāн̣а-сакхйах̣ | татхā нанда-йаш́одāдӣнāм апи сакхāйах̣ сакхйаш́ чāнубхаван | двитӣйāс тешу тāсу ча прāвиш́ан | дрон̣а-дхарā-васв-āдайо йатхā нанда-йаш́ододдхавāдишу татхā р̣шайо’пи кечит го-ватсешу вр̣ндāванӣйа-пакшишу ча | тр̣тӣйāс ту татра прāдурбхāвāбхāвенāлабдха-маноратхā эва бабхӯвур йатхā лакшмй-āдайа ит
«Некоторые обитатели райских планет становятся преданными, услышав об играх Кришны из уст Нарады и подобных ему вайшнавов. Эти преданные с райских планет бывают трёх типов:
1) Желающие следовать за вечными спутниками Кришны в своём служении (анугати)
2) Отождествляющие себя с одним из спутников Кришны (ахамграхопасана)
3) Не желающие следовать за спутниками Кришны (на анугати)
Первые становятся друзьями Кришны, которые подобны Шридаме и Субалу, или подружками Радхарани, или друзьями и ровесниками Нанды и Яшоды.
Вторые входят в тела вечных спутников, подобно Дроне и Дхаре, которые вошли в тела Нанды и Яшоды. Некоторые мудрецы сливаются с телятами, коровами и птицами Вриндавана.
Третьи не достигают рождения во Вриндаване, потому что не собираются следовать ни за кем из его обитателей. Примером таких преданных является Лакшми».
Примечательно то, что такие приемники настроения и достояний вечных спутников Господа могут лишаться своего положения и деградировать, т.к. являются живыми существами этого мира. Таким образом, Джива Госвами объясняет некоторые сложные моменты Шримад Бхагаватам в 286-ой ануччхеде Бхакти Сандарбхи:
анйе ту сва-сва-дхāмни нитйа-прāкат̣йасйаива ш́рӣ-рāмāдех̣ прапан̃ча-прāкāт̣йāвасарам̇ прāпйа тат-сāхāййāртхам̇ нитйа-пāршадам маинда-двивидāди-ш́актй-āвеш́ино джӣвāх̣ сугрӣвāди-бхāгавата-двеши-бāли-прабхр̣ти-самбандхāд уттара-кāле бхагавад-видвеши-наракāсурāди-сан̇гāч ча душт̣а-бхāвā бхавантӣтй авадхейам | прапан̃ча-лока-миш́ратвенаива прāкат̣йа-самбхавāт
«Однако другие преданные — это живые существа этого мира, наделенные силой вечных спутников Господа, таких как Маинда и Двивида, и поэтому носящие те же имена. Когда Господь Рама и другие воплощения, вечно пребывающие в своих обителях, появляются в этом мире, эти преданные получают возможность участвовать в играх Господа.
Из-за общения с Вали, который был враждебен к Сугриве, и Наракасурой, который был врагом Кришны, Маинда и Двивида, являющиеся жителями этого мира, пусть и наделённые могуществом вечных спутников, деградировали. Подобные явления становятся возможными благодаря участию в земных играх Господа не только нитья-сиддх, но и обычных джив, наделённых могуществом вечных спутников».
Между частями и полным целым выстраиваются очень интересные связи. Мы уже читали на примере Дроны и Дхары, что амши входят в изначальную личность, когда она непосредственно нисходит в этот мир. При этом амши могут говорить, полностью отождествляя себя с источником, а полное целое может рассказывать события из жизни своих амш, как происходит в случае с Нарадой, описывающим жизнь, в которой обрёл совершенство. Приведём пример амши, которая отождествляет себя с источником. Ришабхадев является Бхагавад-авеша-аватарой (праманой является 52-ая ануччхеда Бхагавад Сандарбхи: āвеш́āватāратайā пратӣтасйа ш́рӣ-р̣шабхадевасйāпи виграха эвам̇ йоджйате), который говорит о себе, как о Верховном Господе в Бхагаватам (5.5.6):
эвам̇ манах̣ карма-ваш́ам̇ прайун̇кте
авидйайāтманй упадхӣйамāне
прӣтир на йāван майи вāсудеве
на мучйате деха-йогена тāват
Когда душа окутана пеленой гуны невежества, все ее помыслы устремляются к кармической деятельности и она не понимает, в чем разница между индивидуальным и верховным живым существом. Поэтому до тех пор, пока в ней не пробудится любовь к Господу Всудеве, то есть ко Мне, она будет вынуждена снова и снова рождаться в материальном теле.
Такой взаимный обмен впечатлениями является очень интересным механизмом, который открывает возможность нитья-сиддхам испытывать сострадание к живым существам этого мира, переживающим непрекращающиеся невзгоды. Джива Госвами размышляет о том, что Бхагаван проявляет своё сострадание через преданных, потому что напрямую не соприкасается с опытом материальных страданий и даже косвенно не переживает этот опыт через эмпатию, поскольку внешняя энергия никогда не может коснуться Его сознания. Господь проявляет своё сострадание через преданных. В 180-ой ануччхеде Бхакти-сандарбхи говорится:
атах̣ сат-кр̣паикāваш́ишйате | санто’пи тадāнӣм̇ йадйапи сāм̇сāрика-дух̣кхаир на спр̣ш́йанта эва, татхāпи лабдха-джāгарāх̣ свапна-дух̣кхаваттве кадāчит смарейур апӣтй атас тешāм̇ сам̇сāрике’пи кр̣пā бхавати, йатхā ш́рӣ-нāрадасйа налакӯвара-ман̣игрӣвайох̣
«Таким образом, единственная оставшаяся альтернатива — это милость настоящих преданных. Хотя преданные, пребывая в этом мире, не подвержены мирским скорбям, они могут иногда вспоминать свои прежние страдания, подобно тому, как человек вспоминает кошмарный сон после пробуждения. Поэтому преданные могут даровать свою милость обитателям материального мира, как это сделал Нарада в случае с Манигривой и Налакуварой».
Вот и всё, что удалось накопать к данному моменту. Постоянно удивляюсь, как могут затягивать шастры и комментарии ачарьев: время летит, сознание погружено. Духовная практика, которая не требует насилия над тобой, наоборот, похищает тебя. Хотя в Бхагавад-гите Кришна несколько раз просит отдать ему наш ум – ман-мана (9.34; 18.65), но всё же уж очень много преданных обвиняют Его в похищении этого самого ума. Видимо, Кришна не выдерживает и в какой-то момент хватает его и бежит, чего всем и желаю.
Падьявали 82
апахарати мано ме ко ’пй айам̇ кр̣шн̣а-чаурах̣
пран̣ата-дурита-чаурах̣ пӯтанā-прāн̣а-чаурах̣
валайа-васана-чауро бāла-гопӣ-джанāнāм̇
найана-хр̣дайа-чаурах̣ паш́йатāм̇ садж-джанāнāм
Тёмный вор (Кришна) украл мое сердце. Смотрите! Он уже украл грехи предавшихся ему душ, жизненные силы Путаны, браслеты и одежды юных гопи, взгляды и сердца святых преданных.