Вера – бескрайняя, очень многогранная и непростая тема. Страшно на такие объёмы замахиваться. Слишком много совершенно разных состояний описываются одним и тем же словом шраддха, отсюда постоянная путаница в этом вопросе. Иногда шраддха – это первоначальный интерес, но иногда она означает ништху – твёрдую убеждённость в выбранном пути. Ачарьи говорят о настоящей вере, её отблесках и искажённых отражениях – шуддха шраддха, пратибима и чхая шраддха-абхасы. Вера может опираться на выдумки, чудеса, слепое следование местной традиции – лоукика-шраддха, а может произрастать из глубокого понимания и изучения писаний – шастрия-шраддха. Есть вера, основанная на сильном вкусе, когда человек просто не может по-другому – лобха-майи-шраддха. Теперь вы понимаете, почему не хочется писать статью на тему шраддхи. Сколько страниц она будет занимать, и кто это будет читать? Поэтому сконцентрируемся на одном аспекте и не будем доводить детализацию до безумия. (Если кого-то сильно заинтриговало введение, и теперь обязательно хочется во всём этом разобраться, то отсылаю вас к Джайва Дхарме (25 глава) и Бхакти-таттва-вивеке Бхактивинода Тхакура).
бхава̄паварго бхрамато йада̄ бхаведж
джанасйа тархй ачйута сат-сама̄гамах̣
сат-сан̇гамо йархи тадаива сад-гатау
пара̄вареш́е твайи джа̄йате матих̣
О Ачьюта, когда материальное существование скитающейся по миру души подходит к концу, она встречается с Твоими преданными. Общаясь с ними, человек обретает привязанность к Тебе, конечной цели Твоих преданных, повелителю всех причин и следствий. (ШБ 10.51.53)
Джива Госвами приводит этот стих в 179 ануччхеде бхакти сандрабхи для того, чтобы донести простую мысль: обусловленное живое существо начинает проявлять интерес к Господу в результате соприкосновения со святыми. В приведённом стихе используется украшение атишайокти четвёртого типа, когда причина и следствие меняются местами для того, чтобы показать мгновенность наступления следствия. Напрямую в стихе написано: «Пришло время освободиться, тогда встречаешься с садху». По факту нам говорят: «Встретишь садху, сильно привяжешься к Кришне, стремительно освободишься от гнёта материального бытия».
Можно попробовать возразить, что есть примеры, когда вера возникала без соприкосновения с садху. В одиннадцатой песни Бхагаватам описывается история пробуждения преданности проститутки Пингалы. Она ждала клиента, вглядывалась в каждого прохожего, но никто к ней не подходил. По итогу она произносит мощную тираду, в которой проявлены отречение и преданность: называет себя дурой, которая оказалась в зависимости от похотливых мужчин вместо того, чтобы посвятить себя Богу — своему истинному благодетелю, своему настоящему счастью. Встречи с садху не упоминаются.
пин̇галāйā апи сат-сан̇ге видехāнāм̇ пуре хй асминн ахам экаива мӯд̣ха-дхӣх̣ [бхā.пу. 11.8.34] итй атра вйакто’сти | т̣ӣкā ча—сат-сан̇гатау сатйāм апй ахо ме моха итй āха
«До этого прозрения у Пингалы была садху санга, это становится ясно из её слов: «Без сомнений, во всей Видехе не сыскать еще одной такой дуры, как я» (ШБ, 11.8.34). Шридхара Свами комментирует: «Даже соприкоснувшись со святым мудрецом я пребываю в полнейшем невежестве».
Джива Госвами в этом фрагменте настаивает на том, что без сат-санги невозможно начать практиковать бхакти, обрести веру. Если бхакти есть, значит надо искать соприкосновение с преданными, которое предшествовало этому всплеску духовного озарения. Мы часто радуемся своим продвижениям в преданном служении, приписываем себе заслуги, но по факту получается, что всеми своими успехами и благородными устремлениями мы обязаны преданным.
Возникает очередной вопрос: многие соприкасаются садху, но не у всех появляется вера, так что же блокирует эффект милости святых?
атра кр̣та-ш́рӣ-нāрадāди-дарш́анāдер апи деватāдех̣ ш́рӣ-налакӯварāдиват тāдр̣ш́атва-прāптир на ш́рӯйата итй ата эвам̇ вивечанӣйам | йадйапй апарāдха-сад-бхāво вартате пуруше, тадā тад-дошен̣а сатсу нирāдарāн̣āм̇ сāдхāран̣а-пун̣йāди-др̣шт̣ӣнāм̇ ча тад-доша-ш́āнтй-артхам̇ сат-сан̇гасйа бхагават-сāммукхйа-кāран̣атве’пи тат-кр̣пā-сāхāййам апекшате | нирапарāдхатве сати тат-сан̇генаива джāта-парамоттама-др̣шт̣ӣнāм̇ тешу мано’вадхāнāбхāве’пи сат-сан̇га-мāтрам̇ тат-кāран̣ам ити |
«Деваты регулярно соприкасаются с Нарадой и другими великими мудрецами-преданными, но при этом не достигают Господа, а вот Манигриве и Налакуваре это удалось. Это объясняется следующим образом. Даже не взирая на наличие оскорблений святых, в виде непочтительности и восприятия их как обычных благочестивых людей, можно обрести Господа в результате особых усилий со стороны садху, которые решают пролить милость на оскорбителя. Но если оскорблений нет и садху воспринимаются в истинном свете их непревзойдённого могущества, то просто благодаря общению, даже без пристального внимания к ним, обретается преданность к Господу».
Возникновение веры или ее отсутствие зависит от соприкосновения с садху, но если мы совершаем оскорбления, то милость блокируется. Причём достаточно отнестись к ним как к обычным благочестивым людям, одним из многих других. Особые усилия со стороны садху могут стать причиной преодоления этого препятствия, как в случае с Манигривой и Налакуварой, или Рахуганой. Нарада начал проклинать братьев, из-за чего они быстро протрезвели и поняли, что нужно срочно менять своё отношение к святому человеку. Хотя другие деваты не вели себя столь оскорбительно в отношении Нарады, но всё же они относились к нему, как к обычному благочестивому человеку – гражданину райских планет. К тому же Нарада не предпринимал сверхусилий, чтобы избавить их от этого настроения. Поэтому, соприкасаясь с одним и тем же садху, деваты и сыновья Куверы получили разные результаты. Джада Бхарата не проповедовал отцу и братьям. К царю он проявил особое сострадание — заговорил с ним особым образом – словами, преисполненными внеземной мудрости. Рахугана понял, с кем имеет дело и упал в дандават, прося прощения за нанесённые оскорбления. Дальше он в великом смирении и почтении слушал святого. Но бывает, что даже особые усилия садху не меняют сердца закоренелых оскорбителей. Именно это произошло во время встречи Нарады с Дакшей, описанной в шестой песни Шримад Бхагаватам. Девариши спас сыновей Дакши, а потом пришёл к нему в надежде, что от неудач и потерь в материальной сфере в праджапати пробудится отречение. Он думал, что настал удачный момент, чтобы призвать Дакшу вступить на путь преданности. Это были особые усилия со стороны Нарады, он хотел спасти Дакшу, но тот только кричал и ругался. Постепенно Нарада понял, что спасение произойдет не в этот раз.
Ещё несколько интересных подробностей о вере из 173 ануччхеды бхакти сандарбхи:
ким̇ ча, джāтāйāм̇ ш́раддхāйāм̇ сиддхāв асиддхау ча сварн̣а-сиддхи-липсор ива садā тад-анугати-чешт̣аива сйāт | сиддхиш́ чāтрāнтах̣каран̣а-кāмāди-доша-кшайа-кāри-парамāнанда-парамāкāшт̣хā-гāми-ш́рӣ-хари-спхуран̣а-рӯпаива джнейā | тасйāм̇ свāртха-сāдханāнуправр̣ттау ча дамбха-пратишт̣хāди-липсāди-майа-чешт̣ā-леш́о’пи на бхавати | на тешāм̇ сутарāм̇ джнāна-пӯрвакам̇ махад-аваджнāдайо’парāдхāш́ чāпатанти, виродхāд эва
«Когда есть вера, то независимо от того, достиг человек совершенства или только продвигается к нему при помощи практики, словно стремящийся обрести золото, садхака непрерывно прилагает усилия. Совершенством считается проявление образа Шри Хари в сердце, которое дарует высшее, несравнимое ни с чем блаженство и устраняет все недостатки антахкараны, такие как вожделение и прочее. Тот, кто занят практикой для достижения заветной цели, не должен проявлять даже капли таких пороков, как стремление к почестям, гордость, лицемерие. Такой преданный не будет пренебрегать святыми и совершать другие оскорбления в их адрес, поскольку это противоречит даршану Господа в сердце».
Преданные породили в нас веру, благодаря им мы преисполнились энтузиазма прилагать усилия, не зависимо от того, насколько мы ещё далеки от совершенства Премы. Теперь очень важно, чтобы привычные механизмы гордости и зависти не уничтожили нашу духовную жизнь. Благодарность и великое уважение к преданным – залог успеха. Если получится оценить цель наших устремлений, то можно будет заплатить любую цену, не размениваясь на удовлетворение своих амбиций.
па̄пачйама̄нена хр̣да̄турендрийах̣
самр̣ддхибхих̣ пӯруша-буддхи-са̄кшин̣а̄м
акалпа эша̄м адхирод̣хум ан̃джаса̄
парам̇ падам̇ двешт̣и йатха̄сура̄ харим
Человек, которым руководит ложное эго, постоянно испытывает страдания, причиняемые ему умом и телом, поэтому величие осознавших себя душ не вызывает у него ничего, кроме злобы. Лишенный надежды подняться до их уровня и обрести самоосознание, он ненавидит их так же, как демоны — Верховную Личность Бога. (ШБ 4.3.21)
1 комментариев
ФЕНОМЕН ВЕРЫ — Ашрам Бхактиведанты Спасибочки! Буду теперь заходить на этот сайт каждый день!.