Мы слишком много и долго мечтали о ништхе – уровне устойчивости в преданном служении, который достигается после прохождения анартха-нивритти. Вся практика, все лекции, все попытки проповеди устремились к этой заветной цели. В чём проблема? Проблема в том, что промежуточная ступень – одна из ступеней процесса бхакти, вдруг стала основной и завершённой в самой себе прайоджаной – высшей целью.
адау шраддха татах садху-санго ‘тха бхаджана-крийа
тато ‘нартха-ниврттих сйат тато ништха ручис татах
Духовный путь начинается с общения с преданными, в результате такого общения в человеке зарождается вера. Затем общение с преданными толкает его к изучению писаний, после чего такой человек уже становится на путь бхакти. После этого следует этап, на котором разрушаются анартхи, и на смену ему приходит устойчивая бхакти, без примеси сомнений. Затем в преданном зарождается привязанность (ручи) к Господу. (БРС, 1.4.15 )
На фоне вайшнава-прайи («почти» вайшнавов, о которых размышляют Бхактивинода Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) и просто странных ребят, нарушающих всё и вся, слабых и беспринципных – преданные, достигшие ништхи выглядят как полновесные герои, достигшие совершенства. Суровые лица, сосредоточенная, внимательная джапа – нижняя губа, верхняя губа, язык, чёткое произношение каждого слова. Ежедневное чтение, образцовая садхана, способность следовать обетам…Они тянут свою духовную жизнь и жизни своих последователей, вселяя надежду, наделяя силой и полномочиями проповедовать. О чём их проповедь? «Надо продолжать. Держитесь. Не поддавайтесь. Расскажите другим о том, что надо держаться и не поддаваться. Мы идём, и вы идите. Не останавливайтесь.»
камадинам кати на катидха палита дурнидешас
тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих
утсрджйаитан атха йаду-пате сампратам лабдха-буддхис
твам айатах шаранам абхайам мам нийункшватма-дасйе
„О мой Господь! Похоть и ее свита без конца помыкают мной. И хотя я верно служил этим господам, исполняя все их желания, никакой милости от них я не видел. Мне не стыдно было служить им, и я даже не пытался уйти от них. О Господь, о повелитель рода Яду, недавно мой разум пробудился, и я решил покинуть их. Благодаря духовному разуму я сейчас отказываюсь подчиняться их приказам. Я пришел к Тебе, чтобы вручить себя в надежде обрести бесстрашие у лотоса Твоих стоп. Окажи мне милость — займи меня служением Тебе и спаси меня“. (БРС, 3.2.35)
Достижение ништхи может и не стало простым и легкодоступным явлением, но по факту мы видим этих героев, они есть, они возникают, и их — не один и не два. То есть процесс более или менее понятен. Что дальше? Дальше надо выбираться на уровень ручи. Здесь полный завал: нет такой идеи, нет такого стремления. «Я устойчив – это совершенство, и это значит, что надо идти дальше, о каких расах и спхурти вы говорите? Что значит саджатия? Что за конкретизация объекта и метода поклонения?»
арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам
рамйа качит упасана враджа-вадху-варгена ва калпита
шримад бхагаватам праманам амалам према пум-артхо махан
шри-чаитанйа махапрабхор матам идам татрадарах на парах
Шри Чайтанья Махапрабху учил: высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Махараджи Нанды; Враджа-дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и Сам Господь; наилучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджи; «Шримад-Бхагаватам» – высшее авторитетное свидетельство Истины (амала-пурана), а Кришна-према – это наивысшая цель жизни. (из «Чайтанья-матта-манджуса» (комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Шринатхи Чакраварти).)
Для перехода на уровень ручи и последующие ступени требуется узкий круг близких по настроению вайшнавов, глубокая и специфическая Кришна-катха, питающая живущую в сердце мечту о непосредственных отношениях, соответствующие киртаны. Суровые одиночки, привыкшие полагаться на себя и заботиться о младших, добрались до ништхи, но где им искать преданных, чей уровень будет выше, чем у них самих, чей вкус будет направлен туда, куда они хотят устремить свой вкус, где лекции, на которых будут питать их любовь? Даже если чудо произойдёт и все возможности будут предоставлены, кто-то пойдёт на этот шаг? Или продолжится эта бесконечная проповедь о том, что «надо терпеть и продолжать — тогда вы станете такими же совершенными, как и мы».