или
Как оставаться в движении Шрилы Прабхупады?
Всегда было забавно слышать различные нападки на наше Движение. Что-то вроде этого: «квартиры у людей отбираете», «деньги для сытой жизни лидеров собираете», «не принадлежите к авторитетной традиции» и многое другое.
Думаю, вы и сами не раз сталкивались с чем-то подобным. Я всегда смеялся над этими выпадами. Как так можно?! И хоть бы кто-нибудь из этих «обвинителей» попытался быть объективным и проверить услышанное… Тогда бы всё встало на свои места. Со временем я стал не так относиться к этим обвинениям. Действительно, много необычных вещей происходит прямо у нас под носом. Люди носят дхоти и сари, ставят тилаки, но при этом предупреждение Бхактивиноды Тхакура про «кали-чела» («агента Кали») остаются актуальными. Бхактивинода Тхакура пел: «ей та эка калир чела, наке тилака, галайя мала – Вот еще один последователь Кали, но с тилакой и малой; сахадж бхаджан качен маму, санга лаийя парер вала, ей та эка калир чела – Он поклоняется Богу, а думает о чужой жене. Это – слуга Кали. Он просто переоделся, поставил тилаку и надел на шею кантхи-малу». И понятно, что к реальному движению Шрилы Прабхупады эти люди не имеют никакого отношения, но вот урон наносят серьёзный.
Можно выделить разные виды последствий деятельности таких недобросовестных людей:
- внутри организации создаются под-организации со своими учениями, целями и практиками; они активно рекрутируют присоединяющихся к нашему Движению людей и используют их в своих сомнительных целях, выдавая себя за аутентичное движение;
- недобросовестные люди строят карьеру и воруют ресурсы общества, пользуясь должностным положением;
- имеет место сексуальное насилие в его различных проявлениях;
- наблюдая деятельность таких «последователей Шрилы Прабхупады», некоторые преданные покидают наше движение и начинают бороться с ним, отождествляя всю организацию с этими негодяями. В результате появляются целые сообщества людей, которые живут тем, что раздувают страсти вокруг ИСККОН и нещадно клевещут на искренних последователей Прабхупады.
Скорбный список можно было бы продолжить, но эта перспектива не вызывает энтузиазма, поэтому остановимся. Сейчас и так уже достаточно поводов для того, чтобы серьёзно задуматься. Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод: деятельность «агентов Кали» приводит к тому, что общество преданных становится сомнительным в глазах общественности и подвергается нападкам, а, кроме того, разрушается вера тех, кто уже принял путь бхакти.
Что же может решить эту проблему? Как остановить отток преданных из-за дурацкой публикации в интернете? Как не стать жертвой очередного «великого мессии» или «истинного последователя Шрилы Прабхупады»?
Наверняка можно предложить разные варианты решения. Мы предлагаем развивать настоящие, глубокие отношения со старшими преданными, которые разбираются в шастрах, обладают духовным опытом, усвоили учение Шрилы Прабхупады и следуют ему на практике. Сомнения, дурное общение, обман, потеря энтузиазма – мы сможем всё это преодолеть, если у нас возникнут отношения хотя бы с одним старшим преданным. В словосочетание «старший преданный» я вкладываю гораздо больший смысл, чем выслуга лет. Его опыт и духовный разум способны оградить нас от множества ненужных беспокойств и опасностей, которые наверняка поймают в свои сети тех, кто самонадеянно будет пытаться самостоятельно, без чьей-либо помощи пробиться сквозь тьму века Кали. У общества должны быть свои герои, которых прославляют и благодарят, к которым рекомендуют обращаться за поддержкой и руководством, которые совместными усилиями направляют и защищают всех преданных. Эти отношения должны быть настоящими, в режиме прямой доступности. Наш первейший интерес – обрести милость вайшнава, который обладает реальным духовным опытом и может заботиться о нас, живёт рядом, чтобы можно было с ним регулярно и часто общаться.
тато духсангам утсриджйа
сатсу саджджета буддхиман
санта эвасйа чхинданти
мано-вйасангам уктибхих
Поэтому разумный человек должен отказаться от дурного общения и вместо этого принять общение святых преданных, чьи слова уничтожают чрезмерную привязанность ума. (ШБ 11.26.26)
санто дишанти чакшумси
бахир арках самуттхитах
девата бандхавах сантах
санта атмахам эва ча
Мои преданные способны даровать другим божественное зрение, тогда как солнце позволяет видеть только земное, и то лишь когда поднимется в небо. Мои преданные – это божества, которым воистину должен поклоняться человек, и его настоящая семья. Они сама душа человека и, по большому счету, неотличны от Меня. (ШБ 11.26.34)
Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты