Каким должен быть гуру? Кто-то говорит, что он должен знать все шастры от корки до корки и никогда не ошибаться, всё понимать правильно. Кто-то говорит, что у него должен быть сильный духовный вкус, который является более значимым фактором чем виртуозное владение шастрой, потому что такой гуру сможет возвысить ученика могуществом своей любви, а большие объёмы сухого знания никому не помогут.
Обратимся к «классике», чтобы разобраться в этом вопросе.
Шримад Бхагаватам 11.3.21
тасмāд гурум̇ прападйета
джиджн̃āсух̣ ш́рейа уттамам
ш́āбде паре ча нишн̣āтам̇
брахман̣й упаш́амāш́райам
«Чтобы постичь, в чём заключается высшее благо и вечное счастье живого существа, садхака должен найти прибежище у гуру, сведущего в шабда-брахме (понимающего суть ведических писаний), осознавшего пара-брахму (духовный опыт непосредственного восприятия абсолютной истины) и свободного от мирских привязанностей».
сāрāртха-дарш́ин̣ӣ (комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура):
атах̣ пӯрва-проктā бхактир эва сам̇сāра-тāрин̣ӣ, саива виврийате ш́р̣н̣в итй āха—тасмāд ити | ш́āбде брахман̣и веде веда-тāтпарйа-джн̃āпаке ш́āстрāнтаре ча нишн̣āтам̇ нипун̣ам | анйатхā ш́ишйасйа сам̇ш́айа-ччхедāбхāве ваиманасйе ча сати касйачит ш́раддхā-ш́аитхилйам апи самбхавет | паре брахман̣и ча нишн̣āтам апарокшāнубхава-самартхам | анйатхā тат-кр̣пā самйак пхалаватӣ на сйāт | пара-брахма-нишн̣āтатва-дйотакам āха—упаш́амāш́райам̇ кродха-лобхāдй-аваш́ӣбхӯтам
«В стихе даются разъяснения по поводу бхакти, о которой раннее было сказано как о единственном средстве прекращения материального существования.
Слова ш́āбде брахман̣и нишн̣āтам̇ указывают на то, что духовный учитель является очень опытным (искусным) в понимании выводов ведических писаний. В противном случае он не сможет рассеять сомнения учеников, что постепенно приведёт их к унынию и потере веры.
Слова паре брахман̣и нишн̣āтам указывают на непосредственное осознание абсолютной истины (Господа). Если гуру не обладает таким духовным опытом, то его милость не принесёт своих плодов (ученики не будут чувствовать энтузиазма, не смогут преодолевать свои трудности, не смогут продвигаться по пути бхакти).
Для разъяснения устойчивости в осознании пара-брахмана используется слово упаш́амāш́райам̇, которое означает то, что на него не влияют вожделение, гнев, алчность и другие пороки, ибо он свободен от мирских привязанностей».
Теперь мы понимаем, что гуру должен одновременно превосходно разбираться в священных писаниях и обладать глубоким духовным опытом. Но в этом утверждении можно усомниться: «Духовное могущество учителя, позволяющее проливать окрыляющую милость на учеников, важнее чем начитанность, пусть она и должна присутствовать в какой-то мере. Что толку от сухих, неподтверждённых духовным счастьем знаний? Кому они нужны? Справимся и без них! Пусть гуру наделит нас энтузиазмом и вкусом, и не так уж и важно, будем мы разбираться в происходящем или нет! Главное, что будет «переть» и «штырить».
Брахма-ваиварта Пурāн̣а (цитируется в 173 ануччхеде Бхакти Сандарбхи)
ким̇ сатйам анр̣там̇ чети вичāрах̣ самправартате |
вичāре’пи кр̣те рāджанн асатйа-париварджанам |
сиддхам̇ бхавати пӯрн̣ā сйāт тадā ш́раддхā махā-пхалā
О царь, сначала человек должен разобраться в том, являются истинными или ложными утверждения священных писаний (о могуществе бхакти). Когда он проведёт такое исследование, тогда все сомнения в правдивости этих утверждений будут устранены. Только после этого вера становится завершённой и совершенной, способной принести великий плод (утверждённость в практике чистого преданного служения).
В 172-173 ануччхедах Бхакти Сандарбхи Джива Госвами упорно заявляет необходимость шастрия шраддхи для практики чистого преданного служения, признаком которого является шаранагати (принятия прибежища у Господа). Без этой веры в смысл священных писаний можно практиковать только более низкие версии бхакти:
тад эвам ананйа-бхактй-адхикāре хетум̇ ш́раддхā-мāтрам уктвā
«Это означает, что шраддха является единственной причиной появления адхикары (пригодности) для шуддха-бхакти».
атрāпи ча тад-апекшā пӯрвават самйак-правр̣ттй-артхаива, тāм̇ винā ананйатāкхйа-бхактис татхā на правартате | кадāчит кин̃чит правр̣ттā ча наш́йатӣти
«Без такой шраддхи (веры) невозможно полностью посвятить себя процессу, поэтому без неё человек не будет практиковать чистое преданное служение. Даже если какое-то время он будет прилагать усилия в этом направлении, потом всё равно забросит свою практику».
ш́раддхā хи ш́āстрāртха-виш́вāсах̣ | ш́āстрам̇ ча тад-аш́аран̣асйа бхайам̇, тач-чхаран̣асйāбхайам̇ вадати | тато джāтāйāх̣ ш́раддхāйāх̣ ш́аран̣āпаттир эва лин̇гам
«Шраддха — это вера в слова шастр. В шастрах сказано, что тем, кто укрылся под сенью лотосных стоп Господа, нечего бояться, тогда как те, кто не принял покровительства Господа, живут в постоянном страхе. Так по признакам шаранапатти (предания) можно судить, обладает человек шраддхой или нет».
Завершением этого обсуждения будет вывод о том, что непосредственное постижение и переживание восприятия Бхагавана возможно благодаря практике чистого преданного служения, опирающегося на шастры как на источник вдохновения и руководства по садхане, а также как на проявление абсолютной истины в форме трансцендентного звука. Вот откуда берётся вкус и духовное могущество наших учителей.
Вишну Пурана 6.5.64 (Мантраяни Упанишад 6.22):
две брахман̣ӣ ведитавйе ш́абда-брахма парам̇ ча йат
ш́абда-брахман̣и нишн̣āтах̣ парам̇ брахмāдхигаччхати
«Абсолютную Истину следует понимать как Шабдабрахман и Парабрахман. Постигнув Шабда-брахман, человек достигает Пара-брахмана (Верховного Господа)».