Очень сильно хочется расти в духовной жизни! И мы много раз уже обсуждали, что всё упирается в милость преданных, особенно возвышенных и продвинутых. Нужно суметь разглядеть вайшнавов и порадовать их своим любовным служением. Они должны стать нашими почитаемыми Божествами, чтобы милость из их сердец беспрепятственно хлынула в наше перепачканное мазутом сознание. Но и они в свою очередь должны захотеть принять в свои объятья этих падших страдальцев: не только от нас зависит обретение их милости.
Бхакти-рассамрита-синдху 1.2.91
саджāтӣйāш́айе снигдхе сāдхау сан̇гах̣ свато варе
(62 анга) «Развивать любовные взаимоотношения с близкими по духу старшими преданными».
И вот есть полное ощущение, что готов, что хочу, что надо! Только где же взять этих возвышенных маха-бхагават? И вроде даже есть на примете несколько, но им не до меня. Как всегда: как что-то стоящее, так сразу все заняты и перегружены, некогда им, сил не хватает, слишком много желающих вступить в близкие отношения. Как правило, мы уже получили инициацию у вайшнава, который может закрыть наши потребности в бхакти (если даже не все, то очень многие). Но по факту кроме лекций по интернету редко что перепадает, а хочется гораздо большего. Ну не может же один человек быть в полном контакте с тысячами людей! Вот сколько у вас близких сердечных друзей? Со сколькими людьми одновременно вы можете поддерживать интенсивное глубокое общение по полной? Вот то-то и оно.
Джива Госвами пишет в 238-ой ануччхеде «Бхакти- сандарбхи»:
йатхокта-лакшан̣асйа гурор авидйамāнāйāм̇ ту, тасйаива махā-бхāгаватасйаикасйа нитйа-севанам̇ парама-ш́рейах̣ | са ча ш́рӣ-гуруват сама-вāсанах̣ свасмин кр̣пāлу-читташ́ ча грāхйах̣
«Если непосредственное общение с таким гуру (учителем высшей квалификации) недоступно, то крайне благоприятным будет постоянное служение маха-бхагаватам. Нужно стремиться к общению и служению тем, кто находится в одном настроении с нашим гуру, а также обладает состраданием к нам».
Обычно выступающие в роли вопрошающих о помощи, любви и заботе очень эгоистичны и недальновидны. У каждого «малыша» ощущение, что он один такой необыкновенный, со своими проблемами, беспокойствами, любопытством, устремлениями. Мы напрочь забываем о том, что нашим наставникам и гуру нужно погружаться в шастры, повторять джапу. Нет! Нас это всё не волнует: «Ты нужен мне целиком и полностью, часами напролёт! Ты же меня любишь? Я же тебе дорог?» И так целыми днями толпа народу наседает, съедая всё время и силы, до тех пор, пока садху не превратится в «утомлённое раздражение», позабывшее о собственном наполнении, о бхаджане, о шастрах. Раздёрганный и разорванный на тысячу маленьких кусочков, пересыхающий мелкий ручеёк, хотя когда-то был океаном. Тут уже не до помощи другим, суметь бы себе помочь.
Шримад Бхагаватам 7.13.8
на ш́ишйāн анубадхнӣта
грантхāн наивāбхйасед бахӯн
на вйāкхйāм упайун̃джӣта
нāрамбхāн āрабхет квачит
«Санньяси не должен принимать слишком много учеников (из-за жадности и стремления к славе), читать слишком много книг (чтобы прослыть великим учёным), зарабатывать на жизнь объяснением священных писаний и браться за непосильные проекты (строительство храмов и прочее)».
Замечательный стих, который предупреждает о том, каких ошибок нужно избегать садху, если ему дорога его духовная жизнь. Нам ни к чему мёртвые герои, похороненные под грудой материальной суеты, отупевшие от непрестанного решения чьих-то проблем, ставшие справочником или поисковой системой по шастрам в угоду капризных запросов окружающих. В связи с этим нам нужно признать, что помимо близкого личного общения с тремя или пятью преданными вайшнавы могут дарить нам сокровища своих лекций, и это уже очень много. Но если нам всё-таки хочется большего, то есть прекрасный повод задуматься о том, как же стать дорогим для этого вайшнава, как помогать ему, как сделать так, чтобы он принял меня в этот маленький круг, как правильно общаться с ним. А достоин ли я? А готов-ли я?
Лайфхак для тех, кто готов. Смотрим по сторонам и не можем найти свободного места возле садху. Всё занято. Пристально присматриваемся к близкому окружению преданного. Если в нём кто-то действительно сумел обрести милость, то он сам стал замечательным преданным, который интересен и способен помогать другим. Так же не бывает, чтобы выдающийся вайшнав не порождал других выдающихся вайшнавов! Зачастую мы просто не можем разглядеть преданных. Видим только тех, кто подсвечен прожекторами и окружён толпой. На самом деле то, что нам так сильно нужно, скорее всего всегда было рядом с нами — доступное, скромное, не выпячивающееся. Вопрос только в том, когда мы это сможем оценить.
Шримад Бхагаватам 1.8.27 (сāрāртха-дарш́ин̣ӣ – комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура)
акин̃чанā на видйате кин̃чин-мāтрам̇ прāкр̣там̇ васту, апи ту твал-лакшан̣ам̇ пӯрн̣а-чид-āнанда-сварӯпам̇ ваств асти йешāм̇, те экāнта-бхактā эва виттāни дханāнӣтй ати-премāспадāни сарватах̣ сан̇гопанӣйāш́ ча йасйа тасмаи тешāм̇ виттāйети вā
«Акинчаны не воспринимают ничего материального, они полностью покружены в истинную реальность Твоего вечного, исполненного блаженства облика. Только такие беспримесные преданные, сердца которых являются обителью премы, являются настоящим сокровищем, которое нужно беречь и не открывать всем. Я приношу поклоны обладателю этих великих сокровищ в виде акинчан (беспримесных преданных)».