Славные наступили времена – многолетняя мечта о всеобщем вайшнавском образовании на наших глазах становится реальностью. В приказном порядке GBC установили базовый курс «Ученик в ISKCON», который теперь необходимо пройти всем, кто претендует на получение посвящения. Уже запущено несколько ступеней «бхакти-латы», и многое другое. Вдохновляющее положение дел, и, думаю, что именно сейчас как раз будет актуально обсудить опыт, «сын ошибок трудных», и видение развития образования, которые мы обрели за последние десять лет в Ашраме Бхактиведанты…
Начнём с отдельных образовательных мероприятий, к которым относятся «Ученик в ISKCON», бхакти-шастри и другие подобного рода курсы. Их специфической особенностью является то, что преподаватель и обучающиеся могли не быть знакомы до этого важного в жизни каждого события, и после прохождения курсов не подразумевается, что между ними будут поддерживаться отношения. Плюсом является доступность и универсальность: мы получаем стандартное образование с одним и тем же набором знаний, навыков и умений – одна и та же «прошивка» в каждой светлой голове, одно понимание. Организовать такую форму образования довольно просто: находим дипломированных и сведущих преподавателей, организуем пространство и питание, выбираем удобное время и проводим мероприятие несколько раз в течение года – в зависимости от потребности. Что кажется достойным улучшения? Внимательный читатель наверняка заметил этот момент… Я говорю о временной природе взаимодействия преподавателя с группой. Согласно «Бхагавад-гите» (4.34), знание надо получать так:
тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах
То есть, надо обратиться к сведущим людям, причем выполнив определённые условия: задавать важные вопросы на духовные темы в смиренном состоянии и служить. Совершенно очевидно, что с первой секунды знакомства преподавателю не приходится рассчитывать на такого рода «предание себя» своих студентов, и, как результат, ему придётся преодолевать недоверие и настороженность подопечных. Нет никаких гарантий, что учащиеся будут ловить каждое слово преподавателя и активно использовать обретённые духовные знания на практике. Общество преданных может очень сильно выиграть, если нам удастся перевести этот образовательный формат в сферу устойчивых отношений наставника и его группы. Духовные лидеры, которые ведут группы преданных на регулярной основе, пользуются заслуженным доверием и уважением своих подопечных, могут преподавать эти образовательные курсы на определённом этапе развития группы, и это значительно повысит эффективность образования.
Плавно переходим к формату продолжительных и устойчивых занятий в рамках одной группы – это различные намахаты, бхакти-врикши, бхакти-латы и тому подобное. Насколько мы понимаем, самым узким местом сейчас является нехватка квалифицированных, духовно зрелых наставников, которые могут быть примером и опорой для своих подопечных. Этот щепетильный момент пытаются решить недельными курсами, или сессиями, которые проходят несколько раз в году, и это, несомненно, даёт свои плоды. «Бхагавад-гита» (4.38) говорит следующее:
на хи джнанена садршам
павитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхах
каленатмани виндати
Нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание, которое является сутью всей духовной деятельности и обретается тем, кто практикует бхакти-йогу в течение определённого времени. Каленатмани – надо долго практиковать, прежде чем удастся стать зрелым и опытным преданным. Это – не вопрос технической оснащённости. Хорошо, что у нас есть курсы о наставничестве, и хорошо, что там обсуждаются определённые механизмы взаимодействия и влияния, но всё же зрелый и опытный наставник – это тот, кто уже долгое время заботится о других, «набил шишки», обрёл опыт, разбирается в священных писаниях, умеет общаться и помогать. Такой преданный сможет наиболее качественно заботиться и вести своих подопечных. Быстро наштамповать таких лидеров не получится – это требует времени. Очевидно, что многие вайшнавские объединения уже поняли это и вкладываются в кадры по полной, считая это своим приоритетным направлением.
Про заочные формы вайшнавского образования мало что хорошего могу написать. Но всё же напишу – это практично.
Много уже сделано, но не будем останавливаться на достигнутом и позволять первым ласточкам благих плодов уносить нашу решимость совершенствоваться в гнёзда поверхностного и упрощённого восприятия процесса духовного развития.
Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты
2 комментария
Харе Кришна! Желаю всем Счастья! Замечательная статья, благодарю. Мне 48, изучаю ведическое знание, наступил момент когда знания нужно развить, под руководством наставника превратив в систему и совместить с практикой преданного служения. Мне как раз удобно очно, лично, полное погружение) Что посоветуете? Харе Кришна!
Харе Кришна, поклоны.
Похоже, вам надо подключаться к каким-то образовательным курсам, коих сейчас довольно много (бхакти-латы, бхакти-правеши, бхакти-шастры). Они объединены в систему и проходятся последовательно. Там же могут помочь найти наставника, общение и помогут углубить знания.
В вашем возрасте в ашрам уже вряд ли получиться попасть, поэтому этот вариант не предлагаем)