Имя этого великого вайшнава можно все чаще услышать в лекциях. Благодаря переводам Бхану Махараджа и нам стал доступен его замечательный комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Но далеко не все знают, что Вишванатхе Чакраварти пришлось испытать на его духовном пути и насколько важен его вклад в нашу практику.
Вишванатха Чакраварти Тхакура родился в 1638 году в Западной Бенгалии в традиционной брахманской семье. Успешно изучив санскрит, он переехал в Сатьядабад, где принял прибежище у своего духовного учителя Шри Радха-Рамана Чакраварти, принадлежащего к ученической преемственности Нароттама Даса Тхакура. Под его руководством он изучил бхакти-шастры, науку преданного служения Господу. Женившись в юном возрасте, он оставался полностью безразличным к семейной жизни и потому очень скоро отрекся от мира. Переехав во Вриндаван, он поклонялся Божествам Шри Шри Радха-Гокулананды и той самой Говардхана-шиле, которую Господь Чайтанья лично передал Рагхунатхе Дасу Госвами.
Однажды Кришна пришел к нему во сне и попросил писать книги и комментировать труды Госвами. С этого момента Вишванатха Чакраварти полностью погрузился в писательскую деятельность. По словам очевидцев, как только он начинал писать, мистическим образом облака защищали его от палящего солнца. А однажды, когда во Врадже начался проливной дождь, на Вишванатху Чакраварти и его манускрипт не попало ни одной капли воды!
Как раз в это время началось опустошительное нашествие на Вриндаван императора Аурангзеба. Его воины оскверняли и разрушали храмы, убивали преданных и брахманов. К тому времени Вишванатха Чакраварти стал лидером всех вайшнавов Вриндавана. Трудно даже представить себе, какую огромную боль он испытывал при виде страданий преданных и от осознания невозможности что-либо изменить! Обычно, столкнувшись с трудностями и внешне непреодолимыми препятствиями, люди начинают обвинять Бога в том, что Он не защищает своих преданных. Но именно в это время Вишванатха Чакраварти создал свои исполненные глубоких духовных переживаний комментарии к стихам десятой песни «Шримад-Бхагаватам», описывающие состояние сознания истинного вайшнава в подобной ситуации. «Тат те ‘нукампам сусамикшамано» – преданный считает, что Кришна очень милостив, и посылает ему только малую толику страданий за совершенные им в прошлом грехи. При этом преданный продолжает всем сердцем служить Господу. Таково умонастроение, открывающее нам путь в духовный мир.
Будучи ачарьей нашей цепи ученической преемственности, Вишванатхе Чакраварти приходилось бороться за чистоту традиции. Особенно острым был конфликт с набирающим силу движением сахаджий, которое организовал Рупа Кавираджа. Эта группа псевдо-вайшнавов утверждала, что для следования по пути спонтанного преданного служения не надо никаких правил и принципов и что можно пренебречь слушанием и повторением святого имени в пользу памятования. Своим поведением они отталкивали людей от чистого движения Господа Чайтаньи. Вдобавок они утверждали, что духовным учителем может быть только человек в отрешенном укладе жизни и ни в коем случае не семейный вайшнав. Вишванатха Чакраварти вел с ними непримиримую борьбу и полностью разбил их ложные представления в своих комментариях на третью песнь «Шримад-Бхагаватам», основываясь на «Бхакти-сандарбхе» Дживы Госвами.
Именно Вишванатха Чакраварти защитил честь Нароттама Даса Тхакура, написав санскритский комментарий на его «Према-бхакти-чандрику», сборник песен на простом бенгали. Вишванатха Чакраварти показал истинную суть чистого учения Нароттамы Даса Тхакура, опровергнув все доводы сахаджий, которые прикрывались этими трудами в попытках оправдать свои отклонения.
Сам Вишванатха Чакраварти очень строго следовал своим предшественникам. Кришнадаса Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» написал, что кама-гаятри-мантра состоит из 24 с половиной слогов. Вишванатха Чакраварти, великий знаток санскрита, используя все свое знание грамматики, насчитал 25 слогов. Отчаявшись подтвердить правильность объяснения ачарьей столь важной для всех вайшнавов мантры и, подозревая, что в этом случае духовная практика может не привести к совершенству, Вишванатха Чакраварти решил совершить самоубийство. Какой смысл в нашем преданном служении, если оно не авторитетно и потому не приведет нас к лотосным стопам Господа?
Чтобы спасти своего великого преданного, сама Шримати Радхарани пришла во сне к Вишванатхе Чакраварти и подсказала, что в книге «Варнагама-бхасвати» объясняется, почему слог «йа» перед «ви» в «камадевайа видмахе» считается половиной слога. Более того, кама-гаятри описывает 24 с половиной луны, символизирующих различные части тела Кришны, из которых Его лоб представлен полумесяцем. Получив таким образом милость самой Шримати Радхарани, Вишванатха Чакраварти почувствовал себя принятым в круг Ее сокровенных служанок и получил огромное вдохновение писать книги. Вся эта история вместе с подробным объяснением кама-гаятри приводится в его книге «Мантрартха-дипика».
Еще один пример его строгого следования предыдущим святым проявился в его отношении к вопросу о свакия-расе. В своих трудах Рупа Госвами подчеркивал превосходство паракия-расы – отношений Кришны с гопи. Джива Госвами в нескольких написанных позже рукописях прославил свакия-расу, отношения с Господом в законном браке, и появилось мнение, что эти отношения и есть самое высшее проявление любви. Вишванатха Чакраварти доказал превосходство отношений гопи с Господом, вместе с тем подробно объяснив истинный смысл высказываний Дживы Госвами.
Вишванатха Чакраварти за 70 лет своей жизни написал около 40 в высшей степени возвышенных и важных для всех вайшнавов книг. В основном, он описывал науку трансцендентных рас, тем самым продолжив дело Шрилы Рупы Госвами. Неслучайно его считают воплощением Рупы Госвами. Мы можем помолиться ему и попросить даровать нам такую же непоколебимую веру в парампару и твердую решимость на пути преданного служения Господу.