Людям в материальном мире очень нравится играть в организации. Можно занять какое-то положение в структуре, внести свой вклад, обрести влияние и полномочия, побороться с конкурентами, подавить несогласных и так далее. С одной стороны, наличие организации с определённой иерархией и уставом помогает этому движению держаться на плаву, а с другой – плодит фанатичных догматиков и нечистых на руку лидеров. Увлекательно наблюдать ятры из трёх человек: президент, вице-канцлер и конкурент президента. В более крупных масштабах мы часто повторяем примерно то же самое. Ну нравится некоторым играть в эти игры. Ничего страшного, иногда даже что-то хорошее могут сделать: часто годами поддерживают на плаву тонущие крейсеры, которые кроме них больше никому не нужны – лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме. Но по-настоящему тяжело становится, когда такие люди запрещают думать, искать истину и делиться с другими. Конечно же эти запреты налагаются ради «всеобщего блага» и поддержания целостности наших стройных рядов.
Бхактивинод Тхакур отрывок из статьи «О лжегуру»:
«Истинный духовный учитель никогда не станет подчиняться безжизненной организации и не будет ее поддерживать. А в его руках ни одна религиозная структура не утратит живого дыхания и не придет к застою. Слепое следование мертвым догмам и механическое участие в различных церемониях не поможет человеку ощутить подлинный дух божественных наставлений и обрядов.
Проще говоря, любая административная структура внутри религиозной организации на самом деле служит лишь одной цели: положить конец живому проявлению духовности.
Крупные и влиятельные религиозные организации — самое серьёзное препятствие на пути духовного развития человека, ибо никакие иные ухищрения не помогут преградить этот путь. Подобные организации выражают стремление толпы использовать духовное движение в своих корыстных целях, и кроме того, они кладут конец абсолютному и безусловному лидерству истинного духовного учителя».
Редакторские пометки Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к статье Бхактивиноды Тхакура «О лжегуру»:
«Устраивая шоу с демонстрацией благовидных аргументов, основанных на гипотетических принципах, скрывая за словоблудием бездарность, нарядившись в привлекательные монашеские или светские одежды и заручившись административной принадлежностью к религиозной организации, они пытаются подавить истинное толкование вечной Религии, явленной в богооткровенных писаниях.
И неофит, видя этот цирк, млеет — не замечая за «овечьей» внешностью «серую» личность».
Вот так и мечешься между лояльностью странным правилам организации и свободолюбивой бунтарской природой, которая не любит молчать и идти на компромиссы. И вроде очевидно, что нужно выбрать бунт, но близкие и дорогие люди стоят по обе стороны баррикад, делая палитру красок гораздо шире банальных чёрного и белого.
Бхагавад-Гита, 1.25
бхӣшма-дрон̣а-прамукхатах̣
сарвеша̄м̇ ча махӣ-кш́ита̄м
ува̄ча па̄ртха паш́йаита̄н
самавета̄н курӯн ити
Перед лицом Бхишмы, Дроны и всех повелителей мира Господь сказал: «Взгляни же, о Партха, на всех собравшихся здесь Куру».
Бхагавад-Гита, 1.27
та̄н самӣкшйа са каунтейах̣
сарва̄н бандхӯн авастхита̄н
кр̣пайа̄ парайа̄вишт̣о
вишӣданн идам абравӣт
Когда сын Кунти, Арджуна, увидел на поле битвы всех своих друзей и родственников, сердце его преисполнилось состраданием. Подавленный, он произнес такие слова.
Бхагавад-Гита, 1.28
арджуна ува̄ча
др̣шт̣вемам̇ сва-джанам̇ кр̣шн̣а
йуйутсум̇ самупастхитам
сӣданти мама га̄тра̄н̣и
мукхам̇ ча париш́ушйати
Арджуна сказал: О Кришна, видя перед собой друзей и родственников, горящих желанием сражаться, я чувствую, как у меня подкашиваются ноги, а во рту пересыхает.
Все эти годы погружения в шастры и комментарии ачарьев с желанием обрести истину, разобраться в деталях практики, восхититься всеми гранями красоты цели неожиданно привели к большому внутреннему конфликту, который действительно гораздо больше внутренний, чем внешний.
Чайтанья Шикшамрита, 3 глава:
«Очень важно изучать священные писания о преданном служении и труды, подтверждающие выводы из священных писаний. Однако недостаток времени не может служить оправданием тому, чтобы читать большие работы урывками. Вайшнав должен читать книги от корки до корки. В противном случае, он получит отрывочное представление об этих трудах и превратится в профессионального спорщика. Есть люди, которые готовы оспаривать любое мнение, неважно, правильное оно или нет. Такое поведение для преданного непозволительно».
С кем я? Ради чего я здесь? Зачем мне это пенсионерское благоразумие? Это общество создано для того, чтобы предоставлять возможности для шраванам, киртанам и вайшнава-севы, а не для политических интриг и подавления свободы мысли! Нарушение глубинных основ ради внешнего спокойствия и стабильности, приводящее к подмене вады джалпой и витандой, несомненно вызывает боль и смятение в сердцах, наполненных любовью к Шриле Прабхупаде, Гуру Парампаре и шастрам.
Шридхара Свами, комментируя Бхагавад-Гиту (10.32), пишет:
правадатāм̇ вāдинāм̇ самбандхинйо вāда-джалпа-витан̣д̣āкхйāс тисрах̣ катхāх̣ прасиддхāх̣ | тāсāм̇ мадхйе вāдо’хам | йатра двāбхйāм апи прамāн̣атас таркаташ́ ча свапакшах̣ стхāпйате пара-пакшаш́ ча ччхала-джāти-ниграха-стхāнаис тат-пакшам̇ дӯшайати на ту сва-пакшам̇ стхāпайати, сā витан̣д̣ā нāма катхā | татра джалпа-витан̣д̣е виджигӣшамāн̣айор вāдинох̣ ш́акти-парӣкшā-мāтра-пхале | вāдас ту вӣта-рāгайох̣ ш́ишйāчāрйайор анйайор вā таттва-нирӯпан̣а-пхалах̣
«В отношении тех, кто участвует в дискуссиях, Господь Шри Кришна сказал, что Он – вада, заключение (таттва), сделанное на основе размышлений, логики и доводов. Логикам хорошо известны такие понятия, как вада, джалпа и витанда. Когда ради утверждения собственной идеи человек находит ошибки в утверждениях оппонента, это называется джалпой. Если же, отыскивая ошибки в доводах оппонента, он оставляет истину в стороне и не обдумывает, как следует, свои слова, это называют витандой. Цель таких дискуссий не в том, чтобы утвердить истину, а лишь в том, чтобы продемонстрировать свою учёность и во что бы то ни стало опровергнуть оппонента. Обсуждения же, в которых утверждается Абсолютная Истина, именуются вадой. Вада превосходит все другие виды дискуссий.
Когда между осознавшим себя гуру и пытливым учеником, стремящимся к духовному знанию, начинается плодотворная беседа об Абсолютной Истине, вывод, к которому они приходят, именуется вадой. В таких беседах никто не гордится своей учёностью и не ставит целью победить собеседника.»
Комментарий Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на Шримад-Бхагаватам, 11.9.10:
«…Если все посвятили себя прославлению Кришны, тогда не будет никаких помех во взаимном общении. Однако, в местах, где люди имеют множество различных целей, кроме как приносить наслаждение Верховному Господу, социальные отношения, безусловно, будут нарушены…
Если человек живет в обществе, где единственным фактором является удовлетворение Господа, то тогда можно избежать противоречивых ситуаций, вызванных многими конкурирующими людьми для удовлетворения собственных материальных желаний. Этот урок брахмана разумные люди могут извлечь из этой истории о браслетах молодой девушки».
Разве пытливый искатель истины польстится на одобрение толпы в качестве оплаты за отсутствие неугодных слов и смыслов, идущих вразрез с благонравным поведением послушного организации мальчика? С замиранием сердца и тревогой смотрю в будущее. Пусть случится всё, что должно случиться, но, не взирая ни на что, я останусь верен своему пути, я останусь верен абсолютной истине.
Шримад-Бхагаватам, 1.8.42
твайи ме ’нанйа-вишайа̄
матир мадху-пате ’сакр̣т
ратим удвахата̄д аддха̄
ган̇геваугхам уданвати
О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к океану, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.