Святые люди самоотверженно сражаются за наши сердца, не теряют надежду и не опускают руки. Мы же всячески пытаемся обескуражить их своей незыблемой преданностью миру чувственной радости. Есть ли у нас шанс однажды самим превратиться в святых? Почему садху так последовательны? Что питает их решимость? Откуда они знают, что кто-то обязательно откликнется по-настоящему?
анйе тв эвам аджāнантах̣
ш́рутвāнйебхйа упāсате
те ‘пи чāтитарантй эва
мр̣тйум̇ ш́рути-парāйан̣āх̣
Некоторые же, не обладая духовным знанием, тем не менее начинают поклоняться Богу, Верховной Личности, услышав о Нем от других. Благодаря своей склонности слушать авторитетных наставников, они также разрывают круг рождений и смертей. (Бг 13.26)
И вот комментарий Шридхара Свами на этот стих «Бхагавад-Гиты»:
ати-мандāдхикāрин̣āм̇ нистāропāйам āха анйа ити | анйе ту сāн̇кхйа-йогāди-мāрген̣а эвам бхӯтам упадрашт̣р̣твāди-лакшан̣ам āтмāнам сāкшāткартум аджāнанто’нйебхйа āчāрйебхйа упадеш́атах̣ ш́рутвā упāсанте дхйāйанти | те’пи ча ш́раддхайопадеш́а-ш́раван̣а-парāйан̣āх̣ санто мр̣тйум̇ сам̇сāрам̇ ш́анаир атитарантй эва
«Освобождение обделённых разумом живых существ описывается в стихе. Есть люди, которые не разбираются в методах санкхьи, йоги и в подобных им практиках, позволяющим воспринять душу (или Сверхдушу), наделённую различными качествами, начиная со свойства быть наблюдателем. Они начинают поклонение посредством медитации (памятования), научившись этим методам благодаря слушанию сведущих ачарьев. Обладая преданностью к учителям, слушая с верой их наставления, они постепенно освобождаются из самсары (постепенно — это значит дольше разумных практикующих)».
Речь не идёт о банальном материальном интеллекте. Вопрос гораздо интереснее. Бхакти сукрити (благочестие или заслуги, обретённые на пути преданности) определяет нашу привязанность к методам бхакти и восприимчивость к знанию. Мы все глуповаты в начале. Нам необходимо слушать и слушаться преданных, чтобы постепенно привязываться к Кришне. Сколько времени? Столько, сколько потребуется — у каждого своя степень невежества. Вот четыре категории садхаков:
- Эгоисты, сконцентрированные только на себе. Им хочется слушать только о том, как улучшить свою материальную жизнь. «Научите меня зарабатывать побольше, помогите наладить отношения с близкими, подправьте здоровье, дайте ритуалы для привлечения удачи, отпустите грехи». Утилитарный подход к Кришне и шастрам. (āртах̣, артха-артхӣ Бг 7.16)
- Вайшнавы данной категории любят Кришна катху, но приходят на нее как на концерт. Сидят, погружаются в особое состояние радости и спокойствия, наслаждаются эстетическими переживаниями. После живут своей жизнью, ничего не практикуют, не собираются следовать наставлениям, не хотят служить и помогать другим. (бхāвукāх̣ ШБ 1.1.3)
- Преданные любят Кришна катху, привязались к вайшнавам и методам бхакти, хотят прорываться и служить. Но плохо понимают, что надо делать и о чём им говорят – духовный разум слаб, не сформировался до конца. (акр̣та-āтмāнах̣ Бг 15.11)
- Вдохновлённые преданные. Слушают, слышат и пытаются слушаться, но иногда не всему получается следовать. Остатки анартх — не грубые и не греховные, но всё же привязанности, отвлекающие от Кришны, иногда не позволяют поступать правильно, но они скоро с этим справятся. (анӣш́варах̣ ШБ 11.20.27-28)
Успехом является огромный вкус к методам бхакти, привязанность к преданным, способность слушать, слышать, слушаться и следовать гуру и шастрам без сбоев (каришйе вачанам тава, Бг 18.73). Всё это может прийти к каждому из нас, если найдётся достойный учитель (необязательно дикша, может быть и шикша), который захочет говорить с нами, невзирая на то, что мы не скоро его поймём. Преданные верят в могущество Кришна-катхи, которая доставляет им огромное удовольствие. И они не остановятся. Пожалуйста, слушайте их, слушайте их, слушайте!
нивр̣тта-таршаир упагӣйамāнāд
бхаваушадхāч чхротра-мано-‘бхирāмāт
ка уттамаш́лока-гун̣āнувāдāт
пумāн вираджйета винā паш́угхнāт
Верховную Личность Бога прославляют по парампаре, то есть учитель повествует о славе Господа своему ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кого больше не привлекает ложное, временное прославление материального мироздания. Описания Господа — это единственное лекарство для обусловленной души, которая вынуждена снова и снова рождаться и умирать. Кто же перестанет слушать прославление Господа, кроме мясника или убийцы собственной души? (ШБ 10.1.4)