Ананташри дас — ректор Ашрама Бхактиведанты, автор множества образовательных программ и курсов.
В детстве религия вызывала у меня отторжение. Моя бабушка была религиозным человеком, и все, что она говорила и делала, казалось мне искусственным и скучным: религия, которой никто не следует; просто формальность.
Я был неформалом, растаманом и гопником; но в какой-то момент под влиянием творчества Боба Марли начал серьезно задумываться о Боге. Он пел: «Мы славим Господа, славя Его имена!» Не зная английского, я почему-то стал понимать смысл этих песен, и мне понравился этот смысл. С Боба Марли началось увлечение йогой и медитацией. Мне понравился буддизм. Он меня сильно продвинул. Потом были сахаджа-йога, учение Шри Ауробиндо… Я посещал лекции всех йогов и эзотериков, которые приезжали в наш город – ходил, слушал, общался. И хотя я уважал этих людей, у меня не возникало желания остаться с ними.
Однажды я просто купил деревянные бусы, Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам в магазине восточных товаров. Гита стоила 115 рублей, и я подумал, что люди, которые ее продают, не понимают ценность этой книги! Я купил ее и первый том Шримад-Бхагаватам – на второй том у меня не хватило денег. Каково же было мое удивление, когда на следующий день мой друг подарил мне этот второй том. Просто он увидел, как я был счастлив, заполучив эти книги.
Книги Прабхупады держали меня в состоянии дикого восторга целый год. Но читать их было непросто. Я прочитывал страниц пять, потом отжимался 20 раз, чтобы еще пять страниц прочитать. Я просто переставал понимать смысл. Это послание было слишком философским, и мое сознание было не готово его воспринимать. Отжимания разгружали мозги – к тому же я поправлял здоровье, улучшал фигуру и – что самое главное – прочитывал страниц по 40 в день. Периодически какой-то прочитанный стих отзывался глубоким осознанием. Например, когда читал про то, что душа не ходит, не говорит, не ест, не выводит отходы из организма, я прямо физически это ощущал – забегал на кухню, кричал: «Мама, тут такие дела!» Я пытался повторять Харе Кришна без четок только потому, что Прабхупада об этом писал. Еще больший прорыв произошел через год, в день Говардхана-пуджи, когда я встретился с преданными. Я объявил друзьям, что мы больше не будем вместе отдыхать, развлекаться и употреблять все, что попало, и что вообще через год я хочу уехать жить в храм.
Я приехал в Ашрам Бхактиведанты полным неофитом. Но в моем энтузиазме произошел еще больший скачок – фонтан слез, красное лицо… Три часа киртана – три часа слез. Открывается алтарь – и у меня истерика. И так весь первый год. У меня даже были конфликты с однокурсниками. Они мне говорили, что нельзя плакать перед Божествами. Я им отвечал, что тогда я не должен приходить в храмовую комнату, потому что это состояние энтузиазма, безумия и радости зашкаливало. Меня поразило в ашраме все – старшие вайшнавы, лекции, киратны. Все, о чем я мечтал – я до этого дорвался. И это был пир без каких-либо ограничений. Сейчас я перестал плакать, на меня больше не тычут пальцами, но вот это внутреннее состояние счастья и блаженства становится с каждым годом все глубже и глубже.
Я влюбился в Бхагавад-гиту с первого прочтения. На момент приезда в Ашрам Бхактиведанты я прочитал ее раз 7-8. Но когда я откладывал книгу, я не мог сохранить ее настроение внутри себя, от меня ускользали самые важные вещи. И я подумал: я же приехал в храм, поэтому самое время учить Бхагавад-гиту наизусть. Она меня вдохновляет, она меня спасает – буду учить! И просто зубрил по одному стиху в день. Теперь я трачу на повторение выученных мною шлок полтора часа в день. Повторяю не все сразу, конечно, а по частям. Если бы я повторял все выученные мной шлоки, на это ушел бы целый день, а то и больше.
Зная шлоки наизусть, можно жить, опираясь на шастры! Если я делаю неправильные вещи, я понимаю, что я – дурак, и знаю, какие последствия будут. Если я делаю правильные вещи, я понимаю – это правильно, это нужно делать. Шастры дали мне уверенность в себе: я могу говорить, проповедовать, жить, действовать, и у меня нет страха, что я что-то делаю не так или ошибаюсь, потому что я могу в любой момент свериться с шастрами, я могу общаться с людьми на языке священных писаний. И я всегда помню об этих важных истинах, они не затираются, потому что я каждый день с ними соприкасаюсь.
Я никогда не стремился занимать какие-то должности. Я просто приходил в школу, в институт, ну и в ашрам, и через какое-то время люди, присмотревшись ко мне, давали мне какие-то обязанности, полномочия. Почти 10 лет назад я приехал в ашрам, отучился. Правда, мы даже не закончили бхакти-шастры. В те годы все активно менялось, строилось… И в какой-то момент ко мне подошли и сказали: “Ты будешь отвечать за образование в ашраме!” Дело в том, что я закончил педагогический университет, знал какие-то закономерности, детали. Мы составили расписание, предметы, курсы. Точно так же я стал ректором Ашрама Бхактиведанты. Ко мне подошел Нимай Сундара прабху и сказал: «Мне сейчас нужно что-то менять в жизни. Пожалуйста, возглавь ашрам!» Я был совершенно к этому не готов – мы были счастливы под его руководством, все так активно развивалось. Но я понял, что мне надо ответить Нимай Сундаре прабху согласием… Для него это было важно. И я стал ректором. Но я всегда говорю, что я – просто мальчик для битья, тот, кого надо критиковать, кто будет грудью закрывать амбразуру в критический момент. На самом деле, Ашрам управляется коллегиально, а я – слуга старших вайшнавов.
В какой-то момент обучение в Ашраме стало формальным. Мы видели это на итоговых экзаменах в конце года. Никакой глубины, одна зубрежка! Студенты говорили: “У нас много разных предметов, мы ничего не запоминаем. Сдали и забыли! Как в институте”. Раньше такая система обучения работала и была эксклюзивной – своеобразная “быстрая ликвидация первоначальной безграмотности”. Но времена изменились. После нескольких лет восторженных отзывов появилась всеобщая неудовлетворенность… И мы поняли, что главное в образовательном процессе для нас – система глубоких личностных отношений между наставником и подопечным, которую дал Кришна: гурукула, один преподаватель и его ученики, и там все долго, тесно и глубоко. Там настоящие отношения отца с детьми. Мы поняли, что горим желанием это сделать. За последние годы квалификация наша подросла, я подучил священные писания, прослушал и прочитал множество семинаров и лекций. Я уже могу среагировать , если есть запросы какие-то у студентов, менять направление того, о чем мы говорим, развеивать какие-то сомнения. И я могу это делать в режиме живых отношений, прямо сейчас, а не читать какие-то подготовленные заранее лекции.
У нас в ашраме больше нет ни экзаменов, ни оценок. При этом нынешние студенты после полутора месяцев обучения выглядят более продвинутыми, чем преданные прошлых лет, отучившиеся год, а то и два. Не произошло того, что было раньше: заехали новые студенты и в первый месяц они такие святые, а потом – бурчащие, недовольные. Наоборот, возрастает энтузиазм, желание служить. Без экзаменов легко. Мы говорим с ними на такие темы, которые актуальны, которые невозможно обойти, которые будоражат. Мы выводим на свет болевые вопросы, обсуждаем их столько, сколько нужно, никуда не торопимся. Полтора месяца прошло – а я уже каждого из них очень хорошо знаю. Они начинают мне доверять. А раньше преподаватели постоянно сменяли друг друга: только люди начинают к тебе привыкать – ушел, опять новый человек, и поэтому все закрылись. Теперь все по-другому – только один наставник. Я начал, я продолжаю, и я буду заканчивать. А отношения меняются. Значит, мы можем быть более открытыми друг с другом. Наши студенты говорят какие-то вещи, о которых им стыдно говорить или о которых они боялись говорить. Но теперь они эти болевые вопросы сами достают, и мы можем их обсуждать, решать реальные проблемы. Раньше на это уходили годы. Это вдохновляет!
1 комментариев
Харе Кришна, мои поклоны! Удивительная статья. Действительно, Вы правы, нам нужны молодые, горящие, активные преданные! Но как же им проповедовать, как подать им это знание, довольно непростое, понятным языком, но не просто понятным, а таким, чтобы они вдохновились, загорелись? Мы и сами чувствуем, что угасает всё. Когда мы пришли в это движение с супругом, нам было по 25 лет, внутри всё горело, хотелось действовать очень остро, резко, как-то вот ярко всё было, но со временем старшие просто подавили это, говоря, что это фанатизм, что так неправильно. И старшие тоже кое как волочились, было видно, что нет внутри какой-то искры. И вот уже прошло несколько лет, вроде немного, нам по 30 стукнуло, но я чувствую, что сложно заново зажечь этот огонь, а желание ещё не угасло зажечь его. Не смотря на то, что есть семейная жизнь, ребёнок, но это движение не про что-то поверхностное, не просто добавить Кришну в свою жизнь, а полностью заменить свою привычную жизнь Кришной. Единственное, что зажигает внутри огонёк — это ваши статьи, действительно, у вас это реализовано, раз через текст удаётся заставить что-то чувствовать своих читателей. Ананта Шри прабху, наши поклоны примите. Благословите, пожалуйста, на то, чтобы всю жизнь горело внутри желание углубляться в сознание Кришны, проповедовать его так, чтобы другие зажигались и вдохновлялись.