Главный пуджари Ашрама Бхактиведанты
В студенческие годы я постоянно ходил голодным. Это были лихие девяностые, и денег не было совсем. Как раз в это время я встретил вайшнавов, и они сразу же накормили меня роскошным прасадом. Я был потрясен – это было очень вкусно, причем меня угостили сразу несколькими блюдами. Для того времени это было немыслимо. И второе, что мне запомнилось, это Божества. Но я с самого начала держался от Них на расстоянии. Я просто такой человек – всегда старался быть в тени. И в школе на задней парте любил сидеть.
В общем, я никогда не хотел быть пуджари. Я всегда считал, что недостоин этого, и на алтаре должны находиться только святые. Но старшие вайшнавы почему-то всегда меня посылали в пуджарскую – то подготовить парферналии, то гирлянду сделать. Но я всегда был на вторых ролях, мне и в голову не могло прийти, что я могу лично служить Божествам на алтаре. Но произошла непредвиденная ситуация: наш пуджари исчез. Видимо, устал – загружали нас всех колоссально: он ложился в 11 ночи, а вставал в 2 утра. Причем он служил Божествам в таком режиме очень долго. На следующий день после исчезновения пуджари ко мне подошли старшие и сказали: «Давай, иди на алтарь». А я им говорю: «Я же не знаю, как это делать!» И кто-то из руководства буквально за несколько минут мне все объяснил, и ушел. А я отправился служить Божествам. Конечно, я почти ничего не запомнил из того, что он мне сказал. Но выбора у меня не было.
В армию меня забрали прямо из храма. Провожу я, значит, пуджу, и вдруг заходят вайшнавы в алтарную и говорят, чтобы я срочно зашел к президенту храма. Оказывается, в храм пришли из военкомата, и сказали: «У вас здесь очень много молодежи призывного возраста! Что они здесь делают? Им в армию надо!» И я был в числе военнообязанных. Пришлось идти в армию, хотя у меня были очень сильные беспокойства по этому поводу – в то время как раз началась чеченская война. Но в итоге Кришна устроил все лучшим образом.
Все эти годы, служа Шри Шри Гаура Нитай, я хотел уйти. Думал бизнесом заняться, планы какие-то строил. Но каждый раз в последний момент передумывал – то обстоятельства так складывались, то чувство ответственности не позволяло бросить все, то не было людей, на кого можно было бы оставить это служение… Помню, я в очередной раз решил уйти. Это еще в Сухарево было. И обстоятельства сложились подходящие – община развалилась, все начали уходить. Я подошел к Гуру и сказал ему: «Гуру Махарадж, я тоже хочу уйти». Назвал несколько внешних, второстепенных причин. Он прервал меня, даже не дав до конца договорить: «Вот когда совсем никого не останется, позвони мне, и я скажу тебе, что надо делать. А сейчас просто служи». И я послушался. Правда потом все-таки ненадолго оставил служение пуджари и уехал.
Но Божества так и не дали мне устроиться в материальном плане. Ушел я, значит, из храма, нашел работу. Помню, перспективы были хорошие, зарплата серьезная. Но через неделю фирма закрылась. И также происходило много раз: я начинаю работать, все замечательно, и вдруг то сокращение, то банкротство. В конце концов, преданные попросили меня вернуться в Сухарево, но не к Божествам, а на ферму, в цех по изготовлению тортов. Я приехал, начал работать, и через месяц этот цех тоже закрылся. Целую неделю я просидел в своей комнате, никуда не выходил. Даже есть перестал, потому что был в совершенно удрученном состоянии. Практически все это время я лежал и молился Кришне: «Господи, чем мне заняться? Я и то попробовал, и это. Ничего не получается! Дай мне какое-нибудь дело». И тут приходит ко мне помощник президента храма и говорит: «У нас сейчас всего один пуджари, да и тот — семейный человек, сложно ему со всем справляться, очень устал. Можешь хотя бы недельку послужить Божествам? А он за это время отдохнет!» Я согласился. И с тех пор я со Шри Шри Гаура Нитай не расставался, хоть мысли о том, что нужно уйти, приходили постоянно.
Вы не поверите, но Божества в Ашраме Бхактиведанты покрыты автомобильным лаком. Дело в том, что раньше мурти Шри Шри Гаура Нитай необходимо было регулярно реставрировать. Они же из дерева. Обычно это делали преданные, и зачастую они не были профессиональными реставраторами. Наверное, поэтому краска очень быстро бледнела, либо вовсе сходила. Тогда мы решили обратиться к специалистам – в мастерскую по покраске машин. Нам нужен был не просто желтый или оранжевый цвет, мы хотели, чтобы Божества были цвета расплавленного золота. И в этой автомастерской мы нашли нужный оттенок и профессионала, который мог бы покрасить Шри Шри Гаура Нитай. Он сказал, что обработает Божеств очень стойким веществом, которым красят автомобили, и по особенной технологии – положит несколько слоев этой краски. Так что реставрировал Гаурангу и Нитьянанду автомаляр, ничего общего с вайшнавами не имеющий. Но я помню, что он с большим уважением это делал. Правда, время от времени курить бегал на улицу. Зато уже больше 10 лет эта краска держится – сносу нет. И этот человек, я уверен, получил благо.
В каждом храме у Божеств свой характер. Да, это все те же Гауранга и Нитьянанда, но с преданными они общаются по-разному! В каком-то ашраме Гаура Нитай строгие, в другом храме – радостные, а где-то находятся в настроении разлуки. Божества в Ашраме Бхактиведанты – очень добрые, милостивые. Это Их главная черта.
С Гаурангой — просто, а вот с Нитьянандой всегда какие-то проблемы. Наряды одинаковые, только цвет разный, но я все время Нитьянанду дольше одеваю. На Гауранге одежда хорошо сидит, ничего не падает, а у Нитая то чадр упадет, то серьга, то кольцо, то цветок, который за ухом был.
Божества открываются нам, когда мы начинаем Им служить. Если этого нет, то мы стоим перед Ними и видим статуи, изваяния, и больше ничего. И служить – это просто. Даже самое элементарное проявление любви – предложить вещи какие-то, которые купил себе, — Божествам нравится. Я как пуджари чувствую это. Преданные приносят компьютеры, телефоны, одежду, и предлагают Шри Шри Гаура Нитай со словами: «Господь, пусть эта вещь будет использована в служении Тебе». Некоторые вайшнавы относятся к этому скептично, считают, что это сентиментально, но я так не думаю. Здесь, в Ашраме Бхактиведанты, мы живем как семья. И Божества – старшие в нашей семье. Почему бы не делиться с Гаурангой и Нитьянандой всем, что мы получаем?