Обидеться на кого-то, воспылать праведным гневом в ответ на пренебрежение и неадекватное поведение или грубые слова… В конце концов банально расстроиться из-за того, что нас не заметили, не оценили, или просто не поговорили с нами, когда нам этого так хотелось. Ну и конечно же возмутиться, когда нам конкретно указывают на недостатки и просят занять так называемое «наше место», а не пытаться играть чужую роль (неужели так может быть, что я не первая скрипка?).
ваишнавера гуна-грахи, на декхайе доша
кайа-мано-вакйе каре ваишнава-сантоша
Он всегда принимал во внимание только хорошие качества вайшнавов и никогда ни в ком не искал недостатков. Все свое сердце и всю душу он посвятил только тому, чтобы доставлять удовольствие вайшнавам. (ЧЧ Ади 8.62)
Бесспорно, мы не должны быть источником беспокойств для окружающих. Что же касается наших реакций на отношение преданных к нам, то тут бескрайние просторы для развития и улучшений. Ещё вчера нас очень интересовали материальные достижения, особенно в сфере нашего чувственного удовлетворения (может и сегодня мы не полностью утратили этот интерес), но по милости преданных (только по их милости, и не иначе) у нас появился шанс прорваться в качественно иную сферу бытия. Благодарность возникает, когда становится понятно, что мы кому-то обязаны, что наши ошибки и промахи кто-то терпел и продолжал вкладываться в наше развитие. Чем взрослее в духовном отношении преданный, тем больше он способен оценить вклад вайшавов в свою жизнь. С годами правильной практики и очищения сознания появляется способность адекватно реагировать на разные ситуации. Даже если что-то в них действительно было странно, то реакция всё равно будет вменяемой: «Мне столько дали! Для меня столько сделали! Я этого не заслуживал! Что я могу дать взамен? Как могу расплатиться? То, что возникла эта странная ситуация – это ерунда, не идущая ни в какое сравнение с тем, что я получил!»
эвам джанам нипатитам прабхавахи-купе
камабхикамам ану йах прапатан прасангат
кртватмасат сураршина бхагаван грхитах
со ’хам катхам ну висрдже тава бхртйа-севам
О мой Господь, о Верховная Личность Бога, лелея в сердце материальные желания, которые приходили одно за другим, я шел той же дорогой, что и все, с каждым шагом приближаясь к темному колодцу, кишащему змеями. Но Твой слуга Нарада Муни милостиво сделал меня своим учеником и объяснил, как достичь трансцендентного положения. Поэтому моя первейшая обязанность — служить ему. Могу ли я перестать служить ему? (ШБ 7.9.28)
P.S. Всегда найдутся желающие ругать, исправлять, ставить на место, критиковать, но не всегда это вменяемые и достойные люди. Как правильно относиться к тому, что нас критикуют? Принять и начать меняться, или проигнорировать? Что делать, если мы не уверены в том, что эти нападки и исправления – милость Господа?
Надо пойти к тому, в ком мы уверены – чистота, разум, шастры, поведение – и спросить, как с этим жить дальше. Важно сверяться, быть принятым и важным для конкретного продвинутого преданного, тогда не надо будет переживать, отчаиваться, сомневаться в правильности усилий. Какой смысл сходить с ума от критики стервятников, если у нас есть похвала лебедей?