Наверх
событие 24.07.2017

PRO – образование и PRO – наставничество

Славные наступили времена – многолетняя мечта о всеобщем вайшнавском образовании на наших глазах становится реальностью. В приказном порядке GBC установили базовый курс «Ученик в ISKCON», который теперь необходимо пройти в обязательном порядке всем, кто претендует на получение посвящения. Уже запущены несколько ступеней «бхакти-латы» и многое другое. Вдохновляющее положение дел, и, думаю, что именно сейчас как раз будет актуально обсудить опыт – сын ошибок трудных, и видение развития образования, которые мы обрели за последние десять лет в Ашраме Бхактиведанты…

 

Начнём с отдельных образовательных мероприятий, к которым относятся «Ученик в ISKCON», бхакти-шастри и другие подобного рода курсы. Их специфической особенностью является то, что преподаватель и обучающиеся могли быть незнакомы до этого важного в жизни каждого события, и после его прохождения не подразумевается, что между ними будут поддерживаться отношения. Плюсом является доступность и универсальность: мы получаем стандартное образование с одним и тем же набором знаний, навыков и умений – одна и та же прошивка в каждой светлой голове, одно видение и понимание. Организовать такую форму образования довольно просто: находим дипломированных и сведущих преподавателей, организуем пространство и питание, выбираем удобное время и проводим мероприятие несколько раз в течение года, в зависимости от потребности. Что кажется достойным улучшения? Внимательный читатель наверняка подметил этот момент… Я говорю о временной природе взаимодействия преподавателя с группой. Согласно «Бхагавад-Гите» (4.34), знание надо получать вот так:

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

То есть надо обратиться к сведущим людям, причем выполнив определённые условия: задавать важные вопросы на духовные темы, делать это в смиренном состоянии и служить им. Совершенно очевидно, что с первой секунды знакомства преподавателю не приходится рассчитывать на такого рода «предание» своих студентов, и как результат ему придётся преодолевать недоверие и осторожность подопечных. Нет никаких гарантий, что учащиеся будут ловить каждое слово преподавателя и активно использовать обретённые духовные знания на практике. Общество преданных может очень сильно выиграть, если нам удастся перевести этот образовательный формат в сферу устойчивых отношений наставника и его группы. То есть духовные лидеры, которые ведут группы преданных на регулярной основе, пользуются заслуженным доверием и уважением своих подопечных, могут преподавать эти образовательные курсы на определённом этапе развития группы, и это значительно повысит эффективность образования.

Плавно переходим к формату продолжительных и устойчивых занятий в рамках одной группы – это различные намахаты, бхакти-врикши, бхакти-латы и тому подобное. Насколько мы понимаем, самым узким местом сейчас является нехватка квалифицированных, духовно зрелых наставников, которые могут быть примером и опорой для своих подопечных. Этот щепетильный момент пытаются решить недельными курсами, или сессиями, которые проходят несколько раз в году, и это несомненно даёт свои плоды. «Бхагавад-Гита» (4.38) говорит следующее:

на хи джнанена садршам
павитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхах
каленатмани виндати

Нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание, которое является сутью всей духовной деятельности и обретается тем, кто практикует бхакти-йогу в течение определённого времени. Каленатманинадо долго практиковать, прежде чем удастся стать зрелым и опытным преданным. Это не вопрос технической оснащённости. Хорошо, что у нас есть курсы о наставничестве, хорошо, что там обсуждаются определённые механизмы взаимодействия и влияния, но всё же зрелый и опытный наставник – это тот, кто уже долгое время заботится о других, «набил шишки», обрёл опыт, разбирается в священных писаниях, умеет общаться и помогать. Такой преданный сможет наиболее качественно заботиться и вести своих подопечных.  Быстро наштамповать таких лидеров не получится, это требует времени. Очевидно, что многие вайшнавские объединения уже поняли это и вкладываются в кадры по полной, считая это своим приоритетным направлением.

Про заочные формы вайшнавского образования мало что хорошего могу написать. Но всё же напишу – это практично.

Много уже сделано, но не будем останавливаться на достигнутом и позволять первым ласточкам благих плодов уносить нашу решимость совершенствоваться в гнёзда поверхностного и упрощённого восприятия процесса духовного развития.

Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты