2) Расу можно поменять только до обретения Премы
С учётом понимания того, что расу можно поменять только до обретения Премы, становится понятным описание историй с Анупамом и Мурари Гуптой, которых уговаривали перенаправить свою любовь с Рамачандры на Шри Кришну, но они оказались бессильны сделать это, невзирая на то, что их уговаривали Рупа и Санатана Госвами в одном эпизоде и сам Шри Кришна Чайтанья в другом. Но мы также находим примеры чудесных перемен в Чайтанья Чаритамрите.
Чайтанья Чаритамрита, Мадхья лила, 9 глава
Текст 22
пунах сиддхавата аила сеи випра-гхаре
сеи випра кришна-нама лайа нирантаре
Побывав в храме Тривикрамы, Господь вернулся в Сиддхавату, где опять остановился у того же брахмана. Теперь этот брахман постоянно повторял маха-мантру Харе Кришна.
Текст 23
бхикша кари’ махапрабху танре прашна каила
‘каха випра, эи томара кон даша хаила
После обеда Шри Чайтанья Махапрабху спросил брахмана: «Любезный друг, пожалуйста, скажи, что с тобой произошло?»
Текст 24
пурве туми нирантара лаите рама-нама
эбе кене нирантара лао кришна-нама»
«Раньше ты без конца повторял святое имя Господа Рамы. Почему же теперь ты беспрерывно повторяешь святое имя Кришны?»
Текст 25
випра бале, — эи томара даршана-прабхаве
тома декхи’ гела мора аджанма свабхаве
Брахман ответил: «Господин мой, я обязан этим Тебе. Увидев Тебя, я перестал делать то, чем занимался всю жизнь».
Текст 26
балйавадхи рама-нама-грахана амара
тома декхи’ кришна-нама аила эка-бара
«С самого детства я повторяю святое имя Господа Рамачандры, однако после встречи с Тобой я один-единственный раз произнес святое имя Господа Кришны».
Текст 27
сеи хаите кришна-нама джихвате васила
кришна-нама спхуре, рама-нама дуре гела
«С тех пор святое имя Господа Кришны не сходит у меня с языка. Когда я начал повторять его, святое имя Господа Рамачандры отдалилось от меня».
3) От конкретной садханы зависит, какой результат будет достигнут. Две вишенки на торте от Рагхунатхи даса Госвами и Нароттама Даса Тхакура:
Манах Шикша, 4 стих
асад-вāртā-веш́йā виср̣джа мати-сарвасва-харан̣ӣх̣
катхā мукти-вйāгхрйā на ш́р̣н̣у кила сарвāтма-гиланӣх̣
апи тйактвā лакшмӣ-пати-ратим ито вйома-найанӣм
врадже рāдхā-кр̣шн̣ау сва-рати-ман̣и-дау твам̇ бхаджа манах̣
О мой дорогой брат ум, пожалуйста, полностью откажись от презренной мирской болтовни. Она подобна проститутке, которая расхищает все сокровища чистой мудрости. Ты должен безоговорочно отказаться от всех разговоров о безличном освобождении, которые, подобно тигрицам, пожирают твою душу. Более того, откажись от привязанности к Лакхшмипати Шри Нараяне, которая ведет на Вайкунтху. Ты должен жить во Врадже и поклоняться Шри Шри Радха-Крише, которые даруют преданным драгоценность своей любви.
Према Бхакти-Чандрика, 5.8
джӯгала-чаран̣а себи ниран̣тара эи бхāби
ан̣ӯрāге тхāкиба садāйа
сāдхане бхāбиба джāхā сиддха-дехе пāба тāхā
āга патхера эи се упāйа
Я буду постоянно стремиться служить лотосным стопам божественной четы с любовной привязанностью. Все, что я созерцаю во время практики преданного служения, непременно будет достигнуто после обретения совершенства в духовном теле. Таков метод пути спонтанной привязанности.
Према Бхакти-Чандрика, 5.9
сāдхане йе дхана чāи, сиддха-дехе тāхā пāи,
паквāпаква мāтра се бичāра |
пāкиле се према-бхакти, апакве сāдхана-гати,
бхакати лакшан̣а таттва-сāра
Я обрету в своей сиддха-дехе то сокровище, которого жажду во время садханы: единственное, о чем идет речь — это зрелость или незрелость плода. Несозревшая стадия заключается в практике садханы, созревшая стадия — это према-бхакти. Такова сущностная характеристика пути преданности.