Преданные бывают разные. Разные по настроению, по знанию священных писаний, по наличию духовного опыта… Ведическая традиция очень детально разбирает вопросы адхикара – квалификации. Кому и что надо или не надо читать, над чем актуально размышлять, что не получится понять и усвоить, а что навредит – очень важные и полезные вопросы. Сейчас ситуация выглядит очень странно – все обо всём и всё для всех. Не хватает разделения на целевые аудитории с предоставлением соответствующих предложений. Вайшнавы, которые в течение пяти или десяти лет практиковали, а не просто дхоти просиживали, могут странно себя чувствовать на программе для начинающих. И их трудно в этом винить.
кршнети йасйа гири там манасадрийета
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-
ниндади-шунйа-хрдам ипсита-санга-лабдхйа
«Преданному, который повторяет Святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно; перед преданным, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться, а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении и в чьем сердце не осталось и следа желания критиковать других, необходимо общаться, стараясь служить ему с верой и преданностью». (Нектар наставлений, 5)
В мешанине – когда всё для всех – появляется проблема. Нужно защищать неокрепшие умы новоиспечённых последователей, поэтому любые попытки разобраться, углубиться, обсудить честно и открыто, как оно на самом деле – даже если обсуждение проходит в узком кругу тех, кто может без риска для духовного здоровья говорить на эти темы – встречают жёсткий отпор. С одной стороны, что-то в этом есть, потому что, действительно, были прецеденты, когда под вывеской изучения трудов ачарьев банально губили духовные жизни и набирали себе последователей. С другой стороны, игнорирование наследия ачарьев, неспособность открыто обсуждать вопросы с позиции шастра-праманы, без давления и обвинений в ереси – это грустно.
сиддханта балийа читте на кара аласа
иха ха-ите кршне лаге судрдха манаса
«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне». (ЧЧ Ади 2.117)
Для меня Прабхупада предстает в таких утверждениях: «Я ничего не менял; знание передаётся по гуру-парампаре; Вишванатха Чакраварти говорит…; «Гиту» посвящаю Баладеве Видьябхушане; шастра-прамана; без гуру шастры не понять; квалификация гуру — знать шастры и ничего не выдумывать».
Все апасампрадаи начинаются с того момента, когда личность ставят выше шастры. Жизненно необходимо обрести зрелое, сбалансированное понимание шастр, не бояться вызовов и противоречий, а разрешать их, быть преданными Шриле Прабхупаде и гуру-парампаре, иметь прибежище у старших вайшнавов. Как здорово стать сильными, разбирающимися преданными, которые не упрощают шастры и не боятся их!