Когда не получается развиваться в бхакти, а наоборот постепенно скатываешься всё ниже и ниже, то очень остро встаёт вопрос: «Что я делаю не так?». Такой вопрос конечно же озадачивает не всех, а только самых искренних искателей. Они всё ещё хотят получить этот сладостный плод Враджа Премы, не предают свою мечту, не отказываются о нее. Даже странно, что их угораздило угодить в эту передрягу! Впрочем, всякое бывает. Молодость полна надежд и бунта против мещанской обыденности, подвига и незаурядности… Откуда только берутся эти зрелые серые люди с котомками, набитыми продуктами? Унылая жизнь, осточертевшие радости, но других нет. В своей духовной истории мы тоже можем проиграть этот сценарий с ярким началом и заурядным концом, если вовремя не очнёмся. Как очнуться так, чтобы снова не заснуть?
кр̣шн̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’
кр̣шн̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га
Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности (ЧЧ, Мадхья, 22.83)
Бхакти в сердцах преданных. Только благодаря им можно начать разворот в сторону Кришны. Если есть возможность слушать, слушаться и служить преданным, то всё должно быть в порядке. Мы активно наращиваем запасы бхакти сукрити, наш вкус к преданному служению возрастает на глазах.
ш́уш́рӯшох̣ ш́раддадха̄насйа
ва̄судева-катха̄-ручих̣
сйа̄н махат-севайа̄ випра̄х̣
пун̣йа-тӣртха-нишеван̣а̄т
О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков, — великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Ва̄судевы. (ШБ 1.2.16)
Всё! Вопрос решён. Надо получить милость преданных. И чем более возвышенными они будут, тем лучше. Духовная жизнь забьёт ключом, а то и фонтаном. Стоп! Опять что-то не сходится. Преданные есть, кто-то даже с ними общается, может даже мы, но всё равно вкуса нет. Какая-то ещё переменная вмешалась, судя по всему. Знаем, знаем. Оскорбления. Больше всего стращают Нама и вайшнава апарадхами.
йади ваишн̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄
Если преданный, ухаживая в материальном мире за лианой преданного служения, наносит оскорбление стопам вайшнава, такое оскорбление сравнивают с бешеным слоном, который с корнем вырывает лиану и ломает ее. От этого листья лианы засыхают. (ЧЧ, Мадхья, 19.156)
та̄ра мадхйе сарва-ш́решт̣ха на̄ма-сан̇кӣртана
нирапара̄дхе на̄ма лаиле па̄йа према-дхана
«Наиболее важный из девяти методов преданного служения — это всегда повторять святое имя Господа. Тот, кто делает это, избегая десяти видов оскорблений, очень легко обретает самое большое богатство — любовь к Богу». (ЧЧ, Антья, 4.71)
Оскорбления страшны своими последствиями. Джива Госвами пишет в 153 Анучхеде Бхакти Сандарбхи.
йатах̣ каут̣илйам ашраддха̄ бхагаван-ништ̣ха̄-чйа̄вакас тв антара̄бхинивешо бхакти-шаитхилйам сва-бхактй-а̄ди-кр̣та-ма̄нитвам̇ итй евам а̄дӣни махат-сан̇га̄ди-лакша̄н̣а-бхактйа̄пи нивартайитум̇ душкара̄н̣и чет тархи тасйа̄пара̄дхасйаива ка̄рйа̄н̣и | та̄нй ева ча пра̄чӣнасйа тасйа лин̇га̄ни
«Особо выделяются пять последствий оскорблений: лицемерие — каутилья, безверие — ашраддха, поглощенность объектами, подрывающими веру в Господа — Бхагаван-ништха-чйавака-ваств антарабхинивешах, ослабленная преданность — Бхакти-шаитхильйа, гордость своим преданным служением — Бхактйади-критабхимантивам. Если человек не может отказаться от них несмотря на то, что занимается бхакти, сопровождающейся общением с великими преданными, нужно понимать, что все это — последствия оскорблений святого имени в этой или прошлой жизни».
Постараюсь по-простому объяснить, как Джива Госвами комментирует каждое оскорбление:
Каутилья – Кришна не принимает ничего от лицемерных людей. Как бы много замечательных подношений они Ему не предлагали, Он ничего не возьмёт. Дурьйодхана приготовил пир, разбил шатёр, всё было готово для отдыха на высшем уровне. Но в то же самое время он враждовал с преданными – Пандавами. Кришна отверг все его усилия. Можно внешне разыгрывать истовую преданность, совершать горы служения, быть знатоком шастр, но при этом питать недобрые чувства к Богу, гуру, вайшнавам. Усилия такого человека тщетны.
Ашраддха – отсутствие веры в описания бхакти и в её могущество, выдвижение противоположных суждений, умаление её достоинств. «Этого не может быть. Мы же видим, что в жизни всё по-другому. Это не для нас написано. Все это реклама, чтобы побудить нас это делать…». Дурьйодхана не верил, что Кришна – Бог, даже когда тот показал вселенскую форму.
Бхагаван-ништха-чйавака-ваств антарабхинивешах – в качестве примера привязанности, которая перечеркнула бхакти, приводится нежная любовь Бхараты махараджа к оленёнку, а также крепкие семейные узы и верность родным краям Гаджендры. В нашем случае всё будет прозаично – женщины, машины, дома, статус, прочая дребедень.
Бхакти-шаитхильйа – ослабление бхакти сопровождается сильной поглощённостью горестями и радостями в связи со своим телом, другими живыми существами, материей. Если преданный иногда занимается интересными для него видами служения, но вместе с тем подвержен мирским ликованиям и скорбям, хотя и обладает достаточной проницательностью, чтобы увидеть пагубность всего этого для бхакти, то это последствие оскорблений. В предыдущем случае привязанности приводили к оставлению бхакти, а тут они уживаются, но полноценной практики не получается. Пародия на искренность.
Бхактйади-критабхимантивам – гордость служением побудила Дакшу оскорбить Нараду, но эта гордость была последствием его оскорбления Шивы. Выполняем много служения, у нас хорошо получается, требуем и ожидаем уважения к себе, считаем себя лучше других, смотрим на всех высокомерно с налётом пренебрежения.
Джива Госвами указывает одну чрезвычайно важную деталь в связи с темой оскорблений (Бхакти-сандарбха, 159 анучхеда):
тад эвам̇ вивека-са̄мартхйа-йуктасйа̄пи бхакти-та̄тпарйа-вйатирека-гамйам̇ тач-чхаитхилйам̇ мадхйе мадхйе ручйама̄найа̄ бхактйа̄ йад дӯрӣкрийате тад-апара̄дха̄ламбанаме эвети гамйате | ата эва̄пара̄дха̄нума̄на̄правр̣ттер мӯд̣хе ча̄самартхе ча̄лпена сиддхих̣ самартхева | татра дӣна-дайа̄лох̣ шрӣ-бхагаватах̣ кр̣па ча̄дхика̄ правартате|
ким̇ ча вивека-са̄мартхйа-йукте смапратй апи йо’пара̄дха̄па̄то бхавати со’тйанта-даура̄тмйа̄д эва тад-випарӣте ту на̄тидаура̄тмйа̄д ити видушах̣ самартхасйа шатадханупо ’нтара̄йо ’нанта-рави-хита-бхагавад-упа̄санасйа̄пи йукта эва | мӯд̣ха̄на̄м ту мӯшика̄дӣна̄м апара̄дхе’пи сиддхис татхаива йукта̄ | даура̄тмйа̄бха̄вена бхаджана-сварӯпа-прабха̄васйа̄пара̄дханам атикрамйодайа̄т
«Малейшее усилие в бхакти способно устранить оскорбления и открыть путь к совершенству невежественному человеку, который не ведал что творит. Это связано с тем, что Господь, сострадательный к падшим, дарует большую милость невежественным, у которых отсутствует способность различать добро и зло. Если человек осведомлён и разумен, но всё равно совершает оскорбления, то его сердце поражено лицемерием. Невежественные люди лишены этого изъяна.
Как упоминалось ранее, царю Шатадхану пришлось родиться собакой просто потому, что он беседовал с оскорбителем вед и вайшнавов. И это несмотря на то, что сразу после этого он начал поклоняться Господу в соответствии с предписаниями. Такие реакции были вполне уместны, потому что царь был образован и способен понять гнусность своего поступка. Что касается невежественных, таких как мышь, съевшая фитили в храме, демон-людоед, намеревавшийся съесть мудреца, или человек, который прибрался в храме, чтобы развлечься с проституткой — все они достигли совершенства, хотя вели себя оскорбительно. Это справедливо, потому что они не подозревали о совершении оскорбления. Поскольку в сердце не было лицемерия, влияние служения перевешивало эффект их оскорблений».
Все проблемы появляются из-за осознанных оскорблений, всё остальное нам с лёгкостью готовы простить. Мы либо совершали их в прошлой жизни, либо совершаем сейчас. У оскорблений есть последствия, которые очень опасны тем, что приводят к новым оскорблениям. Наш главный враг – лицемерие, которое лежит в основе апарадх и их последствий. Понимаем, что так нельзя, что это предательство Кришны, но всё-таки делаем это. Потом успокаиваем и жалеем себя, проявляем терпимость к своим преступлениям. Кришна не принимает нашего служения, лицемер не может очиститься и начать продвигаться к совершенству Премы, пока не откажется от своего двуличия.
Бхакти легко устраняет все наши дурные наклонности, ей не требуется много времени.
апи чет су-дура̄ча̄ро
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к
са̄дхур эва са мантавйах̣
самйаг вйавасито хи сах̣
Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. (БГ, 9.30)
кшипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄
ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати
каунтейа пратиджа̄нӣхи
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати
Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет. (БГ, 9.31)
Мы десятилетиями не можем следовать обетам, которые не постеснялись произнести, успокаиваем себя: «Это мой уровень, ничего страшного, когда-нибудь». Променяли Кришну на плотские радости, осознанно и цинично. Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит мысли искреннего преданного, который оступился, в комментарии к процитированным выше стихам из Гиты:
«Я отправлюсь в ад за свои злодеяния, совершенные под диктатом дурных привычек, которым так сложно противостоять. Но никогда не откажусь от преданного служения Кришне. Я не откажусь от него, даже попав в ад.
О, как отвратительна моя участь! Нет никого ниже меня, позорящего доброе имя преданных».
Джива Госвами объясняет, что даже дхармичные, благочестивые чувственные удовольствия сильно расстраивают преданного, не способного удержаться от них.
джа̄та-ш́раддхо мат-катха̄су
нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу
веда дух̣кха̄тмака̄н ка̄ма̄н
паритйа̄ге ’пй анӣш́варах̣
тато бхаджета ма̄м̇ прӣтах̣
ш́раддха̄лур др̣д̣ха-ниш́чайах̣
джушама̄н̣аш́ ча та̄н ка̄ма̄н
дух̣кходарка̄м̇ш́ ча гархайан
Уверовав в повествования, прославляющие Меня, испытывая отвращение к любой материальной деятельности, понимая, что все чувственные наслаждения ведут к страданиям, хотя и не находя в себе сил отказаться от всех удовольствий, Мой преданный должен, оставаясь в счастливом расположении духа, с великой верой и убежденностью поклоняться Мне. Хотя иногда такой человек предается чувственным наслаждениям, он знает, что все мирские удовольствия приводят к страданиям, и потому искренне раскаивается в таких поступках. (ШБ 11.20.27-28)
Нет препятствий для искренних преданных. Каждый получает то, к чему стремится. Цену надо платить. Если мы претендуем на наличие трансцендентной шраддхи, значит должны быть способны проявить в своей жизни все элементы шаранагати.
«Шраддха далее описывается в следующих словах Амнайа-сутры, 58:
са̄ ча шаран̣а̄патти-лакшан̣а̄
«Вера характеризуется проявлением разнообразных элементов вручения себя Богу».
«Шаранагати, преданность, описывается в« Хари-бхакти-виласе », 11.676:
а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам
ракшишйатӣти виш́ва̄со
гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никшепа-ка̄рпан̣йе
шад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣
«Вот шесть видов предания себя: принятие всего, что помогает преданному служению; отвержение всего, что мешает преданному служению; убежденность в том, что Кришна даст защиту; принятие Бога в качестве своего покровителя и господина; полное предание себя; смирение».
Если нам действительно нужен Кришна, мы должны быть готовы «грызть бордюры», никогда не отступать, выдавать «номера» за пределами наших возможностей, плакать и очень интенсивно молить о милости. Предание не может быть разбавлено компромиссами, оно должно быть полным и безоговорочным.
Ананташри прабху, ректор Ашрама Бхактиведанты