Интерес преданных к тем или иным темам бхакти зачастую распределяется неравномерно. Иногда просто не хватает опыта, чтобы о чём-то рассказывать. Иногда это просто некому делать. Так воцаряется тишина. А есть нечто, о чём хочется слушать, говорить или, на худой конец, писать. И неважно, каков будет отклик – интернет всё стерпит, а сердце возрадуется.
сангама-вираха-викалпе варам иха вирахо на сангаман тасйа
эках са эва санге три-бхуванам апи тан-майам вирахе
«У реки любви – два берега: встреча и разлука. Разлука с Кришной гораздо лучше, чем встреча с Ним. Когда я встречаю Его, есть лишь один Кришна, но, когда я разлучен с Ним, Кришна – во всем, что меня окружает: в каждом звуке и движении, в каждом взгляде, в дуновении ветра и шелесте деревьев, в каждой песчинке». (Падьявали, 240)
Редкая, ценная, возвышенная удача, которая может начаться с уровня пурва-раги, когда мы только услышали о Кришне, и нам уже захотелось встретиться с Ним. Чем сильнее привязанность, тем острее можно испытать трансцендентную боль разлуки. Без привязанности не может быть боли разлуки. Разлука — критерий. Это – именно то самое чувство, которое испытывал Господь Чайтанья. Это – то чувство, которое так впитали Госвами Вриндавана. Плакать, плакать по Кришне навзрыд, плакать по Вриндавану, Ямуне, Говардхану…
хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ване кутах
гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые, ходя по Вриндавану, громко взывали; «О Радхарани, царица Вриндаваны! О Лалита! О сын Нанды Махараджи! Где вы теперь? Быть может, гуляете сейчас по Говардхану, а может быть, отдыхаете под сенью деревьев у Ямуны? Где же вы?» В таком состоянии духа служили они Кришне. (Шри Шад-Госвами-аштака, 8)
Кришна очень искусен в тонкой науке о расах. Он использует разлуку на всех уровнях отношений. Яшода и Нанда Махарадж с испугом предвкушают окончание завтрака, когда их удивительный ребёнок отправится пасти коров. Его друзьям-пастушкам больно, когда Он скрывается за деревом, и они не видят Его хотя бы мгновение. Что уж говорить о ночи, которая длится целую вечность! Чтобы усилить мадхурью, Кришна оставляет гопи во время танца раса. Он не останавливается ни перед чем и оставляет даже Радхарани. Как Он смог? Как у Него получилось? Я не могу поверить! Понимаю для чего, но не могу понять, как у Него получилось?
Боль разлуки позволяет продвигаться и достигать совершенства. Кришна часто таким образом помогает своим преданным.
хантасмин джанмани бхаван
ма мам драштум ихархати
авипаква-кашайанам
дурдаршо ’хам куйогинам
«О Нарада [сказал Господь]! Сожалею, но в этой жизни ты больше не сможешь увидеть Меня. Тот, кто не совершенен в служении и не вполне свободен от материальных пороков, едва ли сможет увидеть Меня». (ШБ, 1.6.21)
сакрд йад даршитам рупам
этат камайа те ’нагха
мат-камах шанакаих садху
сарван мунчати хрч-чхайан
«О добродетельный! Я только один раз явился тебе, и то лишь для того, чтобы усилить твое стремление ко Мне, ибо чем больше ты будешь стремиться ко Мне, тем свободнее ты будешь от всех материальных желаний». (ШБ, 1.6.22)
Кришна настолько прекрасен, что никто и никогда не сможет скрыться от ядовитых укусов змеи разлуки с Ним. И не думайте, что когда-то это закончится! Чем сильнее любовь, тем резче и неожиданней её броски, тем глубже проникает её яд. Мы больны материальной лихорадкой и не скучаем по Кришне, будучи бесконечно далёкими от Него, в то время как истинно любящие сердца проваливаются в глухой колодец острой боли разлуки, находясь в непосредственной близости с Ним.
анандодгата-баспа-пура-пихитам чакшух кшамам некшитум
баху сидата эва кампа-видхурау шактау на кантха-грахе
вани самбхрама-гадгадакшара-пада санкшобха-лолам манах
сатйам валлабха-сангамо ‘пи су-чирадж джато вийогайате
«Потоки слез, хлынувшие из Ее глаз, лишили их способности видеть. Потеряв в одно мгновение всю свою силу, Ее дрожащие руки соскользнули с Его шеи. Она пыталась произнести хотя бы одно слово, но язык-предатель, отказывался соединять звуки в слова. Ее сердце утонуло в океане тревоги. По прошествии столь долгого времени встреча с Ее возлюбленным стала такой же, как разлука с Ним». Шри Шубхра (Падьявали, 384)