Материальное благополучие, гармоничные отношения, карьерный рост и интересная профессиональная сфера, раскрытие талантов и способностей, ну и, конечно же, счастливая семейная жизнь, а вместе с этим всем – важным, актуальным и значимым – где-то с боку, так чтобы не мешалась, болтается бхакти в своих прямых проявлениях – шраванам и киртанам, слушание и прославление Бога.
джугупситам дхарма-крте ’нушасатах
свабхава-рактасйа махан вйатикрамах
йад-вакйато дхарма ититарах стхито
на манйате тасйа ниваранам джанах
«В людях от природы заложена склонность к наслаждениям, а ты поощрял в них эту склонность под прикрытием религии. Это предосудительно и неблагоразумно. Руководствуясь твоими наставлениями, они будут заниматься этим, прикрываясь религией, и очень скоро забудут обо всех запретах. (Шримад Бхагаватам 1.5.15)
В скучное время мы живём, в тревожное время: ашрамы брахмачари и желание вырваться из обыденной давящей материальной жизни навстречу всепоглощающей враджа-бхакти уходят в прошлое на наших глазах. Представление о пути, который даёт гаудия-вайшнавская сампрадая, низводится до размеренной материальной жизни с вялыми вкраплениями Святого имени и уже набившими оскомину прикладными материалистичными ведическими технологиями. Сидим на диванах, ходим на работу, натянуто улыбаемся, выглядим как успокоившиеся пенсионеры. Где подвиг? Где жажда? Я скучаю по здоровому фанатизму! Где те, кто готовы прыгнуть в пропасть, не думая о том, смогут они взлететь или разобьются? Где те, кто не могут жить, не пытаясь взмыть в манящую высь?
тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво ’тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто ’бхаджатам сва-дхарматах
«Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого. С другой стороны, человек, не занимающийся преданным служением, даже если он выполняет все предписанные ему обязанности, ничего не достигает». (Шримад Бхгаватам 1.5.17)
Радха-дасья, Вриндаван, Говардхан, Ямуна, Чайтанья… Неужели материальный мир такой уж вкусный? Неужели мы не можем забыть о себе? Неужели семейная жизнь, которая призвана помочь духовному росту, хоть как-то связана с тем, что мы сейчас изображаем? Неужели преданные в мужских и женских телах не смогут очнуться от размеренной отупляющей предрешенности эфемерного материального быта? Кого мы пытаемся обмануть и кому от этого станет лучше?
та навиндан майй анушанга-баддха-
дхийах свам атманам адас татхедам
йатха самадхау мунайобдхи-тойе
надйах правишта ива нама-рупе
«Дорогой Уддхава! Сознание гопи было целиком сосредоточено на Мне. Они были настолько привязаны ко Мне, что не могли думать ни о собственных телах, ни об окружающем мире, ни о своей будущей жизни, напоминая этим великих мудрецов, которые словно реки, впадающие в океан, погружаются в йогический транс и, достигая самосозерцания, перестают воспринимать материальные имена и формы». (Шримад Бхагаватам 11.12.12)
2 комментария
Брутально. Значит жестоко! Спасибо, эта статья дейтсивтельно жестока по отношению к моим матераильным првязанностям, планам на жизнь… Она реально взбадривает! Харе Кришна
European glory, and even after