Есть два варианта отклонения от чистого преданного служения. Можно отклониться по садхье (цели), а можно отклониться по садхане (методам достижения). Правильная ситуация описана в седьмой песни Шримад Бхагаватам (7.5.23-24)
шри-прахрада увача
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам
ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха
тан манйе ’дхитам уттамам
Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание.
Предлагаю пристально взглянуть на перевод отдельных слов: бхагавати — по отношению к Верховной Личности Бога; аддха — непосредственно (или полностью)
Знакомое описание. Шраванам, киртанам и всё остальное прекрасное и родное – внешние проявления садханы (практики). Тут же описано внутреннее намерение – делать все целиком и полностью для удовлетворения Кришны: никакой корысти, никаких мыслей в сторону.
Отклонения по садхане – страшное явление. Люди хорошие, можно сказать преданные, мечта у них правильная. Ошибка вкралась только в методы достижения. Полуправда всегда опасней лжи, она более привлекательна и не так груба. Много всего можно по этому поводу написать, но я постараюсь быть максимально кратким и приведу только по одной понравившейся и быстро найденной цитате от нескольких ачарьев. Взять любые места, где анги бхакти (шраванам, киртанам и так далее) сравниваются со всем остальным: разными мишрами (смешением с кармой и гьяной), или полным отходом в другие садханы. Что мы увидим во мнениях и цитатах ачарьев Гаудия вайшнавской сампрадаи?
Шрила Прабхупада:
Прочитайте комментарии к Шримад Бхагаватам — к стихам 1.6.35 и 6.3.22 (остальной миллион цитат Прабхупады на эту тему можете найти самостоятельно — это будет не сложно, уверяю вас).
Вишванатха Чакраварти Тхакур:
Среди всех видов йоги, таких как карма-йога, гьяна-йога, тапа-йога, аштанга и бхакти-йога, тот, кто служит мне, тот, кто мой преданный, тот следует лучшему процессу. Карми, тапасви и гьяни считаются йогами. Аштанга йоги превосходят их. Но тот, кто практикует бхакти, слушая повествования о Господе и повторяя Его святые имена – лучший из йогов. (Бхагавад-Гита, 6.47, комментарий)
Поскольку смарана (мат-читтах), шравана (бодхаянтах) и киртана (катхаянтах) — лучшие среди всех видов бхакти, они были специально упомянуты здесь. Таким образом, благодаря одной только бхакти, преданные удовлетворены и испытывают счастье. (Бхагавад-Гита, 10.9, комментарий)
Я понимаю, что сейчас сильно рискую, но всё же:
Гьяна зависит от чистоты сердца, а чистота сердца – от деятельности, свободной от желаний (без привязанности к плодам своего труда). Но бхакти по своей природе – очень мощный процесс, и он не зависит даже от чистоты сердца. Если вы можете посеять веру в бхакти в сердце другого человека, тогда вы вправе беспокоить умы тех, кто привязан к деятельности, поскольку те, кто верит в бхакти, свободны от влияния кармы. (Бхагавад-Гита, 3.26, комментарий)
Джива Госвами:
Сварупа-сиддха-бхакти состоит из таких действий, как слушание и воспевание о Господе, которые ценны для Господа по самой своей природе и неотделимы от преданности, даже если совершаются бессознательно. (Бхакти Сандарбха, Ануччхеда, текст 217)
Все эти различные виды бхакти были перечислены просто для того, чтобы выявить превосходство той преданности, которую мы сейчас опишем. Эта бхакти известна как сварупа-сиддха, потому что она имеет природу преданности, это кевала, потому что она не смешана ни с каким другим процессом; и когда этот вид бхакти совершается исключительно с желанием преданности, ее называют нишкамой, свободной от посторонних мотивов, и ниргуна, находящаяся вне влияния материальных качеств. Этот же вид бхакти ранее был описан как высший процесс, потому что он был определен как акинчана, или независящий от чего бы то ни было. (Бхакти Сандарбха, Ануччхеда, текст 234)
Обратите внимание на то, что аропа и санга-сиддха-бхакти, описанные раннее, не являются альтернативой или достойной заменой. Джива Госвами пишет о них, чтобы прояснить и выделить сварупа-сиддха-бхакти, чтобы призвать практиковать её, чтобы показать её превосходство.
Рупа Госвами (Падьявали, сборник стихов разных авторов):
йога-шрутй-упапатти-нирджана-вана-дхйанадхва-самбхавита
свараджйам пратипадйа нирбхайам ами мукта бхаванту двиджах
асмакам ту кадамба-кунджа-кухара-пронмилад-индивара-
шрени-шйамала-дхама-нама джушатам джанмасту лакшавадхи
Пусть эти дваждырожденные бесстрашно идут путем йоги и уединенной медитации в лесу, которые воспеты в Ведах. Я благословляю их – пусть они достигнут освобождения! Что касается меня, я проведу тысячи жизней, повторяя святые имена Господа Кришны, который подобен зарослям синих лотосов посреди золотой рощи цветущих кадамб. Шри Ишвара Пури (Падьявали, стих 18)
Обсуждать вопрос об отклонениях по цели не хочется. В целом понятно, что это не хорошо. Ай-яй-яй, очевидно же, что не хорошо. Хочется мукти и бхукти, а кто Кришну будет любить? Торговец не знает, что такое любовь.
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им вовеки, даже если грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, не появляясь передо мной. Он волен поступать как пожелает, ибо навсегда и независимо ни от чего останется для меня Господом, которому я поклоняюсь. (Шикшаштака, стих 8)
Обсуждать не хочется, но некую пронзительную красоту и субъективную чувственную ясность в этот вопрос можно попробовать привнести. Почему мы отклоняемся от цели, от своей мечты, и вслед за этим подменяем практику? Потому что не хотим заплатить цену! Мы хотим быстрых результатов. Вот некое стилизованное размышление на тему мечты и цены, а также следования должной практике, которое должно помочь нам глубже понять этот вопрос:
«Кришна, я миллионы и миллиарды лет буду следовать процессу бхакти и служить твоим преданным. Без вкуса, без твоего ответа, сухо, скучно и упорно буду следовать этим путём. Мои тела будут болеть и разваливаться от стресса безвкусной джапы и утомительного Бхагаватам – я не сверну, ведь только они ведут в желанное царство Премы. Психика будет расшатываться, зубы выпадать. Я буду мечтать о женщинах, деньгах, наркотиках, прекрасной музыке. Мне так сильно будет хотеться этого, слёзы будут наворачиваться на моих глазах… Только бхакти, только Ты — словно пудовым ботинком наступлю на своё же горло. Тысячи ошибок и промахов в преданном служении и оскорбления вайшнавов будут отдалять меня от заветной цели, растягивая и без того бесконечный путь. Через безбрежный промежуток времени, когда успех будет достигнут и мы наконец-то встретимся, я скажу: «Остановись, что Ты делаешь? Какую цену я заплатил за эту встречу с Тобой?! О нежный и наивный юноша, Ты жестоко обманут мной и вручаешь себя недостойному. Что я сделал для тебя, какие усилия совершил? Ты отдаёшь себя даром. Нельзя же быть таким беспечным».
мугдхам мам нигаданту нити-нипуна бхрантам мухур ваидиках
мандам бандхава-санчайа джада-дхийам муктадарах содарах
унматтам дханино вивека-чатурах камам маха-дамбхикам
моктум на кшамате манаг апи мано говинда-пада-спрхам
Пусть строгие последователи моральных заповедей считают, что я впал в иллюзию. Пусть знатоки ведических ритуалов думают, что я окончательно сбился с пути. Пусть мои друзья и родственники отвергнут меня, назвав слабоумным, а сильные мира сего признают меня сумасшедшим. Пусть мудрецы скривят свои лица, считая, что я возгордился. Мне все равно. Я не могу оставить преданное служение лотосным стопам Говинды, даже если я непригоден для него. Шри Мадхавендра Пури (Падьявади, текст 82)