Все знакомы с десятью оскорблениями Святого Имени. Не сложно понять, что надо прилагать усилия, чтобы перейти от оскорбительной к очистительной стадии повторения. Сложность заключается в том, что оскорбления становятся препятствием в различные моменты духовной борьбы практикующего. Поэтому часто задачу можно переформулировать: не скатиться в оскорбительное повторение. В самом начале, когда горят глаза и всё в новинку, разве можно допустить крамольную мысль о том, что слава Святого Имени является сильным преувеличением, а то и вовсе плодом разыгравшегося воображения? Конечно же нет! В начале нельзя, ну или сложно. А вот через несколько лет самое время начать сомневаться, искать более эффективные средства, угрюмо и без желания бубнить «на автомате». Так же можно начать подбадривать себя в такие моменты тем, что такая аскеза принесёт много благочестия, приуменьшит грехи. Глядишь, и здоровье и финансовое благосостояние подправятся.
йога шрутй упапатти нирджджана-вана-дхйанадхвасамбхавитах
сваарджйам пратипадйа нирбхайа майи мукта бхаванту двиджах
асмакам ту кадамба-кунджа-кухара-пронмилад индивара-
шрени шйамала-дхама нама джушатам джанмасту лакшавадхи
Пусть лучшие из дваждырожденных войдут в бесстрашное царство йоги, изучения вед и медитации в безлюдном лесу. Пусть они освободятся таким образом. Что касается меня, то я на протяжение сотен жизней буду повторять святые имена Господа Кришны. Его прекрасное тело цвета грозовой тучи, покрытое желтыми одеждами, похоже на заросли цветов голубого лотоса, которые распустились в золотистых рощах деревьев кадамба. (Падьявали, 18)
Мы нуждаемся в перезапуске веры, реанимации стремления, воскрешении понимания: «Зачем это мне и почему именно так?» На это можно возразить: мол, устали уже заходить на эту дорожку. Стараешься, стараешься, а в ответ тишина. Не отвечает Кришна, а сколько можно протянуть без Его ответа!? Почему Кришна не отвечает?
Ответ на эти вопросы можно найти в комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура к одному из стихов десятой песни Шримад Бхагаватам (10.32.20):
●Садхакам, которые только стремятся к Преме, Кришна не отвечает, чтобы усилить смирение. «Я оскорбитель, у меня нет ни капельки милости Кришны». Тогда вожделению и гневу не остаётся места. Бхакти таких преданных становится очень интенсивной и сияющей.
●Тем, у кого уже есть Према, Кришна не отвечает, чтобы усилить их привязанность ещё больше. Кришна показывается, а потом исчезает, после чего интенсивность влечения преданных сильно возрастает.
Мы видим, что даже когда Кришна молчит – это ответ, который принесёт нам благо, продвинет нас. Важно оказаться в одной из перечисленных категорий. Ну хотя бы садхаком стать, у которого есть Према прайоджана. Тогда это мучительное молчание Кришны будет ответом и принесёт очищение, а не станет причиной того, что мы прекратим духовное развитие.
Для успешной практики нама-бхаджана очень важно помнить о том, что Святое Имя – это Кришна. Если мы не знаем Кришну, не слушаем о Нём, не восхищаемся Им, не удивляемся тому, как другие сходят по Нему с ума, то шансов у нас немного. Ключевым здесь является слушание, остальное придёт вслед за правильным слушанием влюблённых в Кришну преданных, способных проявить Его сладость и очарование. Надо получить настоящего Кришну, не поддельного, невзрачного, порождённого нашими страхами и недоверием. Настоящий Кришна живёт на страницах Шримад Бхагаватам и в других произведениях, написанных шудха-вайшнавами.
агхадамана-йашодананданау нандасуно
камаланайана-гопичандра-вриндаванендрах
пранатакаруна-кришнав итй анека-сварупе
твайи мама ратир уччаир вардхатам намадхейа
О, святое имя! Ты проявляешься во множестве вечных форм! О, Агхадамана (победитель Агхасуры), Яшоданандана (сын Яшоды), Нандасуно (сын Нанды), Камаланаяна (лотосоокий), Гопичандра (луна гопи), Вриндаванендра (царь Вриндавана), Пранатакаруна (милосердный к предавшимся душам), о, Кришна! Пусть же моя любовь к тебе, о, Нама прабху, постоянно увеличивается! (Намаштака, 5)
правиштах карна-рандхрена
сванам бхава-сарорухам
дхуноти шамалам кришнах
салиласйа йатха шарат
Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души [«Шримад-Бхагаватам»], входит в сердце осознавшего себя преданного и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей — вожделения, гнева и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной. (ШБ, 2.8.5)