неха йат карма дхармайа
на вирагайа калпате
на тиртха-пада-севайаи
дживанн апи мрто хи сах
Если деятельность, которой занимается человек, не приводит его на путь религии, если совершаемые им религиозные ритуалы не развивают в нем духа отречения от мира и если жизнь в отречении не приводит его к преданному служению Верховной Личности Бога, то такого человека следует считать мертвым, хотя он и дышит. (ШБ 3.23.56)
Постепенный духовный путь с его ступенями, предварительными и последующими этапами — в принципе всё это есть в шастрах с разной степенью детализации. Цитируемый стих правда говорит, что если на деле этим этапам не следуют, вырезают какие-то части, стоят на одной ступени, не продвигаясь вперёд, то это является великим насилием против своей духовной природы и тех, кто за тобой идёт.
Так вот, изобрели новые форматы проповеди и проповедовали, проповедовали, проповедовали… Сколько лет это уже длится? Явно больше десяти. Думаю, при желании можно найти триумфальный момент начала «новой эры». И люди слушали и приходили со своими желаниями – здоровья, материального благополучия, денег, отношений, влияния – ведь именно об этом им говорили, исполнение этих желаний сулили. Постепенно эти замечательные люди стали нами, то есть они и есть те, из кого теперь состоит общество преданных. А те, кто присоединились до «новой эры», либо перепутали себя с теми, на кого эта проповедь была направлена и стали полноценными потребителями новых предложений, либо отстранились и стали узким кругом фанатично настроенных «пережитков» былых залихвацких дней. Введённые в заблуждение своей же собственной проповедью и слабым пониманием священных писаний (глубокое изучение которых также превращается в пережиток прошлого, ведь рассказывать-то надо будет всё равно что-то другое, а применять к себе очень обременительно, да и некогда) мы сами вырождаемся как преданные и не обретаем бесценного дара чистой бхакти. Надеюсь мы успеем спохватиться и пересмотреть всё, что происходит, улучшить и расставить по своим местам.
сахам бхагавато нунам
ванчита майайа дрдхам
йат твам вимуктидам прапйа
на мумукшейа бандханат
Мой господин, я, конечно же, была полностью введена в заблуждение неодолимой иллюзорной энергией Верховной Личности Бога, ибо, даже получив возможность общения с тобой, которое дарует освобождение из материального плена, я не стремилась к этому освобождению. (ШБ 3.23.57)