дӣкша̄-пураш́чарйа̄-видхи апекша̄ на̄ каре
джихва̄-спарш́е а̄-чан̣д̣а̄ла саба̄ре уддха̄ре
«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение». (ЧЧ, Мадхья, 15.108)
Мало того, что сам текст обрушивается на привычные и понятные представления, так ещё и комментарий Шрилы Прабхупады окончательно вводит в ступор. Не поленитесь, почитайте. В первой его части идут цитаты о необходимости посвящения и пурашчарьи, а во второй с точностью до наоборот нас убеждают в том, что святое имя и без этого справится, и ни в чём подобном оно не нуждается. Вот и живи после этого как хочешь.
а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ суманаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣
«Святое имя Господа Кришны привлекательно для множества святых, великодушных людей. Оно избавляет от последствий любых грехов и имеет такую силу, что, за исключением немых, которые не способны его произнести, доступно любому, даже худшему из людей — чандалу. Святому имени Кришны подчинено даже освобождение, и оно неотлично от Самого Кришны. Если просто произносить языком святое имя, результат не заставляет себя ждать. Повторение святого имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое имя не требует всего этого. Оно самодостаточно». (Падьявали, 29)
Святое Имя не зависит от посвящения-инициации-дикши, называйте как хотите. Зачем тогда придумали эту инициацию? Откуда-то же она взялась? Наверное, дикша не нужна для намы, но нужна для тех самых мантр, которые мы получаем при так называемом втором посвящении? Правда, возникает вопрос, нужно-ли нам что-то ещё помимо Кришна намы? Может быть это как-то связано с панчаратрикой, которая регулирует поклонение Божествам?
Бхакти Сандарбха 284 Ануччхеда
nanu bhagavan-nāmātmakā eva mantrāḥ | tatra viśeṣeṇa namaḥ-śabdādy-alaṁkṛtāḥ śrībhagavatā śrīmad-ṛṣibhiś cāhita-śakti-viśeṣāḥ śrībhagavatā samam ātma-sambandha-viśeṣa-pratipādakāś ca | tatra kevalāni śrībhagavan-nāmāny api nirapekṣāṇy eva parama-puruṣārtha-phala-paryanta-dāna-samarthāni | tato mantreṣu nāmato’py adhika-sāmarthye labdhe kathaṁ dīkṣādy-apekṣā | ucyate | yadyapi svarūpato nāsti tathāpi prāyaḥ svabhāvato dehādi-sambandhena kadartha-śīlānāṁ vikṣipta-cittānāṁ janānāṁ tat-tat-saṁkocīkaraṇāya śrīmad-ṛṣi-prabhṛtibhir atrārcana-mārge kvacit kvacit kācit kācin maryādā sthāpitāsti | tatas tad-ullaṅghane śāstraṁ prāyaścittam udbhāvayati | tata ubhayam api nāsamaṣjasam iti tatra tat-tad-apekṣā nāsti |
«Может возникнуть вопрос: поскольку имя Господа независимо, как могут мантры, которые также состоят из имен Господа, зависеть от дикши? Разница между именем и другими мантрами заключается в том, что мантры содержат определенные слова, такие как намах, «поклон Тебе». Более того, они наделены особой силой либо Господом, либо великими мудрецами, и позволяют вступить в уникальные отношения со Всевышним. Итак, когда даже само имя не зависит от какого-либо процесса и может даровать все результаты вплоть до высшей цели жизни, как может мантра, сила которой даже больше, чем сила имени, зависеть от дикши?
На этот вопрос можно ответить следующим образом. По своей сути мантры не зависят от дикши. Тем не менее, люди по своей природе склонны к скверному поведению и умопомрачениям из-за отождествления себя с телом. Чтобы обуздать эти тенденции, риши установили определенные правила в священных писаниях, которым следуют на пути арчаны. Поэтому, если эти правила не соблюдаются, писания предписывают различные формы искупления. Таким образом, нет никакого несоответствия между именем и мантрами, поскольку ни одна из этих категорий не зависит от дикши». Приведем несколько подтверждений из шастр:
vaiṣṇaveṣv api mantreṣu rāma-mantrāḥ phalādhikāḥ
gāṇapaty-ādi-mantrebhyaḥ koṭi-koṭi-guṇādhikāḥ
vinaiva dīkṣāṁ viprendra puraścaryāṁ vinaiva hi
vinaiva nyāsa-vidhinā japa-mātreṇa siddhidāḥ
«Даже среди вайшнавских мантр мантра Господа Рамы приносит наибольшую пользу. Она в миллионы раз мощнее мантр, подобных мантре Ганеши. О лучший из брахманов, эта мантра награждает совершенством повторяющего ее даже без дикши, подготовительных обрядов (пурашчарья) или расположения Божеств в различных частях тела (ньяса)». (Рамарчана-чандрика)
saura-mantrāś ca ye’pi syur vaiṣṇavā nārasiṁhakāḥ
sādhya-siddha-susiddhāri-vicāra-parivarjitāḥ
«Мантры Бога Солнца, мантры вайшнавов и мантры, связанные с Нрисимхой, не зависят от рассмотрения стадий эффективности мантр, технически известных как садхья, сиддха, сусиддха и ари». (Мантра-дева-Пракашика)
nṛsiṁhārka-varāhāṇāṁ prasāda-pravaṇasya ca
vaidikasya ca mantrasya siddhādīn naiva śodhayet
“Очищение мантр запрещено в случае мантр Господа Нрисимхи, Бога Солнца и Варахи, самопроявленного слога ом и мантр Вед.»
sādhyaḥ siddhaḥ susiddhaś ca ariś caiva ca nārada
gopāleṣu na boddhavyaḥ sva-prakāśo yataḥ smṛtaḥ
“О Нарада, поскольку Гопала-мантра самопроявлена, она не зависит от каких-либо соображений о садхье, сиддхе, сусиддхе и ари'»(Санат-кумара-самхита)
sarveṣu varṇeṣu tathāśrameṣu
nārīṣu nānāhvaya-janmabheṣu
dātā phalānām abhivāñchitānāṁ
prāg eva gopālaka-mantra eṣaḥ
«Эта Гопала-мантра быстро приносит результаты, желанные людьми всех варн и ашрамов, женщинами и теми, кто родился под любым созвездием.»
Как указывалось ранее, хотя мантра независима, мудрецы установили правила, чтобы противодействовать неподобающим тенденциям среди людей. Необходимость соблюдения правил в отношении мантры подразумевается в Брахма-ямале:
śruti-smṛti-purāṇādi-pa carātra-vidhiṁ vinā
aikāntikī harer bhaktir utpātāyaiva kalpate
«Даже однонаправленная преданность Господу Хари, совершаемая без соблюдения предписаний Вед, смрити, Пуран и Панчаратры, просто создает беспокойство.”
Богиня Земли говорила о том же в четвертой песне «Шримад-Бхагаватам»:
асмил̐ локе ’тхава̄мушмин
мунибхис таттва-дарш́ибхих̣
др̣шт̣а̄ йога̄х̣ прайукта̄ш́ ча
пум̇са̄м̇ ш́рейах̣-прасиддхайе
та̄н а̄тишт̣хати йах̣ самйаг
упа̄йа̄н пӯрва-дарш́ита̄н
аварах̣ ш́раддхайопета
упейа̄н виндате ’н̃джаса̄та̄н ана̄др̣тйа йо ’видва̄н
артха̄н а̄рабхате свайам
тасйа вйабхичарантй артха̄
а̄рабдха̄ш́ ча пунах̣ пунах̣
“Мудрецы, осознавшие Абсолют, разработали и внедрили множество методов, чтобы обеспечить благополучие людей как в этой жизни, так и в следующей. Любой, кто верно и искренне следует пути, открытому мудрецами прошлого, легко достигает своей желаемой цели. Но неразумные, которые пренебрегают этими методами и прибегают к своим собственным придуманным процессам, обнаруживают, что их усилия и методы, которые они применяют, снова и снова терпят неудачу «. (ШБ 4.18.3-5)
В диалоге между Господом Нараяной и Нарадой из Падма Пураны говорится о том же самом:
mad-bhakto yo mad-arcäà ca karoti vidhivad åñe
tasyäntaräyäù svapne’pi na bhavanty abhayo hi saù
“О мудрец, Мой преданный, который должным образом поклоняется Моему Божеству в соответствии с предписаниями священных писаний, не сталкивается с препятствиями даже во сне; воистину, он или она бесстрашны.” Падма пурана
Если кто-то осилил всю ануччхеду, то у нас фантастические новости. Не только нама, но и мантры, включающие в себя наму, не зависят от инициации.
Инициация введена для того, чтобы мы научились правильному настроению, поняли препятствия на духовном пути и научились их преодолевать. То есть живой человек культивирует наш вкус и «даёт подзатыльники», если потребуется. Гуру помогает нам оценить по достоинству процесс, учит бережному и благоговейному отношению к трансцендентной вибрации. Посвящение помогает следовать живой и глубокой практике, не превращая это в формальность или откровенную глупость. Забавно, что зачастую в наши дни само посвящение стало формальностью, хотя задумано как инструмент борьбы с ней. Инициация нужна для того, чтобы учиться у гуру, а не просто получить статус в обществе. Ожидания чудесного обряда, во время которого меня ударит молния, после чего я начну удивительным образом повторять святое имя – глупость. Чуда не будет, надо учиться, прилагать усилия, слушать, спрашивать, наблюдать, служить, проявлять смирение.
тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину. (БГ, 4.34)
Ещё один важный вывод, который мы должны сделать для себя заключается в том, что контекст утверждений о необходимости дикши по всем правилам (с получением особых мантр), пурашчарьи и т.п., а также особый напор на их важность и значимость относится к панчаратрике, регулирующей поклонение Божествам. Этот путь очень благоприятен для тех, у кого сильные телесные отождествления, которые обычно приводят к греховной деятельности и бардаку в голове. Панчаратрика рекомендована нам — об этом и пишет Прабхупада в комментарии к стиху, с которого мы начли статью. Мантры работают без посвящения, но именно на этом пути больше всего настаивают на нём, чётко прикрепляют квалификацию для поклонения Божеству к наличию инициации, которая подразумевает, что ученик будет обучаться, будет жить наставлениями гуру, слушать его, пытаться понять и перенять его настроение, его отношение к поклонению.
Что же происходит с посвящением на пути Бхагавата Марга, суть которого шраванам и киртанам? Итак, викторина – пишите ответы в комментариях! У кого получил посвящение Тхакур Харидас? Ему кто-то давал дикша-мантры, или он повторял только Харе Кришна маха-мантру? Задумывались когда-нибудь над этим? Как прошла инициация Рупы и Санатаны Госвами? Она описывается в первой главе Мадхья-лилы Чайтанья Чаритамриты, начиная со 185-ого стиха. До встречи с Махапрабху они писали Ему письма, теперь встретились, проявили экстремальное смирение, попросили о спасении и милости. Чайтанья Махапрабху дал им имена и наставления. Всё. У них не было дикши с вручением мантр, того, что у нас зовётся второй инициацией. Да даже на наше первое посвящение это мало похоже: ни рекомендаций, ни «костра».
Вот как описано посвящение отряда воинов-мусульман в 18 главе Мадхья лилы Чайтанья Чаритамриты :
Текст 206
‘кр̣шн̣а’ каха, ‘кр̣шн̣а’ каха, — каила̄ упадеш́а
сабе ‘кр̣шн̣а’ кахе, саба̄ра хаила према̄веш́аЗатем Шри Чайтанья Махапрабху обратился к остальным мусульманам: «Повторяйте святое имя Кришны! Повторяйте святое имя Кришны!» Они все начали повторять имя Кришны, и их охватил экстаз любви к Богу.
Текст 207
‘ра̄мада̄са’ бали’ прабху та̄н̇ра каила на̄ма
а̄ра эка па̄т̣ха̄на, та̄н̇ра на̄ма — ‘виджулӣ-кха̄н̇на’
Так Шри Чайтанья Махапрабху лично дал посвящение праведному мусульманину, который при этом получил новое имя — Рамадас — и указание повторять святое имя Кришны. Другого человека из мусульман-патанов звали Виджули Хан.
Встреча, просьба повторять Хари Наму, новые имена, и ребята стали вайшнавами высочайшего уровня.
А вот как Тхакур Харидас успешно выполняет обязанности духовного учителя по отношению к блуднице (Чайтанья Чаритамрита, Антья-лила, 3 глава):
Текст 135
веш́йа̄ кахе, — “кр̣па̄ кари’ караха упадеш́а
ки мора картавйа, йа̄те йа̄йа бхава-клеш́а”
Блудница сказала: «Пожалуйста, стань моим духовным учителем. Скажи, что мне нужно делать, чтобы избавиться от страданий материального существования».
Текст 136
т̣ха̄кура кахе, — “гхарера дравйа бра̄хман̣е кара да̄на
эи гхаре а̄си’ туми караха виш́ра̄ма
Харидас Тхакур ответил: «Ступай домой и раздай брахманам все свое добро. Затем возвращайся сюда и живи в этой хижине, помня о Кришне».
Текст 137
нирантара на̄ма лао, кара туласӣ севана
ачира̄т па̄бе табе кр̣шн̣ера чаран̣а”
«Постоянно повторяй мантру Харе Кришна и служи туласи, поливая ее и вознося ей молитвы. Так ты очень скоро обретешь прибежище у лотосных стоп Кришны».
Текст 138
эта бали’ та̄ре ‘на̄ма’ упадеш́а кари’
ут̣хийа̄ чалила̄ т̣ха̄кура бали’ ‘хари’ ‘хари’
Дав блуднице наставления о повторении маха-мантры Харе Кришна, Харидас Тхакур встал и ушел, непрестанно повторяя «Хари! Хари!».
Текст 139
табе сеи веш́йа̄ гурура а̄джн̃а̄ ла-ила
гр̣ха-витта йеба̄ чхила, бра̄хман̣ере дила
После этого блудница, следуя указанию духовного учителя, раздала все нажитое добро брахманам.
Текст 140
ма̄тха̄ муд̣и’ эка-вастре рахила сеи гхаре
ра̄три-дине тина-лакша на̄ма грахан̣а каре
Блудница обрила голову в соответствии с вайшнавскими правилами и осталась жить в той хижине, имея только одно одеяние. По примеру своего духовного учителя она стала повторять святое имя триста тысяч раз в день. Святое имя не покидало ее уст ни днем ни ночью.
Текст 141
туласӣ севана каре, чарван̣а, упава̄са
индрийа-дамана хаила, премера прака̄ш́а
Идя по стопам духовного учителя, она поклонялась деревцу туласи. Она питалась только тем, что ей время от времени приносили, а если ей ничего не приносили, она постилась. Скудным питанием и постами она смирила свои чувства, и, как только это случилось, у нее стали проявляться признаки любви к Богу.
Текст 142
прасиддха̄ ваишн̣авӣ хаила парама-маха̄нтӣ
бад̣а бад̣а ваишн̣ава та̄н̇ра дарш́анете йа̄нти
Так блудница стала прославленной преданной. Она вела столь святую жизнь, что многие стойкие вайшнавы приходили взглянуть на нее.
Текст 143
веш́йа̄ра чаритра декхи’ локе чаматка̄ра
харида̄сера махима̄ кахе кари’ намаска̄ра
Видя возвышенные качества блудницы, все были поражены. Так люди стали прославлять могущество Харидаса Тхакура и выражать ему почтение.
Итак, Харидас Тхакур ей даже имя не поменял. Были только харинама и наставления, после чего он удалился. Новоиспечённая вайшнави всему следовала, для неё это стало главным смыслом жизни, она быстро и очень качественно училась у гуру.
Посвящение – это акт полного и безоговорочного вручения сердца ученика — учителю, который обладает духовным опытом, знанием шастр, безграничной верой в Святое Имя и в путь бхакти, которому он способен обучить достойного. У всех приведённых выше примеров посвящений есть огромные проблемы с точки зрения наших нынешних стандартов и представлений. Сейчас формализм вытесняет суть: посвящение есть, мантры есть, но гуру нет, учеников нет, результатов нет.
У Аджамилы совсем не было гуру, посвящения тем более у него не было, только нама. И её было достаточно. Но тут мы вынуждены сделать резкий поворот благодаря комментарию Вишвантахи Чакраварти Тхакура на ШБ 6.2.9-10:
ye ca nāmāparādhinaḥ karmajṣānādirahitāḥ śravaṇakīrtanādi-bhaktimantaḥ kintvanāśritagurucaraṇatvādadīkṣitāste ’pi “vaiṣṇava”-śabdenaivābhidhīyante. tathā hi “vaiṣṇavaḥ” iti “sāsya devatā” iti sūtre nānā bhaktiriti sūtre nānā ca siddhyatyato ye dīkṣayā devatīkṛtaviṣṇavo, ye ca bhajanena bhajanīyīkṛtaviṣṇavaste ubhe api vyapadeśāntara-rāhityādvaiṣṇavā eveti teṣāmapi na syānnarakapātādi pūrvavaditi kecidāhuḥ. naitat susaṅgatam, yato “nṛdehamādyam” ityādau gurukarṇadhāramityukterguruṁ vinā na bhagavantaṁ sukhena prāpnuvanti, atasteṣāṁ bhajanaprabhāvenaiva janmāntareprāptagurucaraṇāśrayaṇānāmeva satāṁ bhaktyā bhagavatprāptirnānyathetyācakṣate. athacānāśritagurorapyajāmilasya sukhenaiva bhagavatprāptirdṛśyata eva tasmādiyamatra vyavasthā, ye gogardabhādaya iva viṣayeṣvevendriyāṇi sadā cārayanti, ko bhagavān, kā bhaktiḥ, ko gururiti svapne ’pi na jānanti, teṣāmeva nāmābhāsādi-rītyā gṛhīta-harināmnāmajāmilādīnāmiva niraparādhānāṁ guruṁ vināpi bhavatyavoddhāraḥ. harirbhajanīya eva, bhajanaṁ tatprāpakameva tadupadeṣṭā gurureva, gurūpadiṣṭā bhaktā eva pūrve hariṁ prāpuriti vivekaviśeṣavattve ’pi “no dīkṣāṁ na ca satkriyāṁ na ca puraścaryāṁ manāgīkṣate. mantro ’yaṁ rasanāspṛgeva phalati śrīkṛṣṇanāmātmakaḥ.” iti pramāṇadṛṣṭyā ajāmilādi-dṛṣṭāntena ca kiṁ me gurukaraṇaśrameṇa nāma kīrtanādibhireva me bhagavatprāptirbhāvinīti manyamānastu gurvavajṣā-lakṣaṇamahāparādhādeva bhagavantaṁ na prāpnoti; kintu tasminneva janmani janmāntare vā tadaparādhakṣaye sati śrīgurucaraṇāśrita eva prāpnotīti.
«Людей, которые оскорбляют имя Господа, но не имеют склонности к карме и гьяне, практикуют такие анги преданного служения как слушание, воспевание, но не получили посвящения, потому что не приняли прибежище у лотосных стоп гуру, также следует называть вайшнавами. Слово «вайшнав» определяется согласно сутрам Панини двумя понятиями: сасйа девата («это его Божество» Pаnini-sutra 4.2.24) или бхактих («это объект его преданности» Panini-sutra 4.3.95). Тот, кто установил Вишну своим Божеством через посвящение, а также тот, кто сделал это через свою практику поклонения — оба называются вайшавами, поскольку нет другого термина для их описания. Эти вайшнавы, как и описанные ранее, не попадают в ад. Так считают некоторые. Но их мнение неубедительно. В стихе «нри-дехам адйам» (ШБ 11.20.17) говорится, что гуру является капитаном корабля, поэтому радостное (лёгкое) достижение Господа невозможно без гуру. Благодаря преданному служению непосвященные преданные могут принять прибежище у стоп гуру. После этого силой преданности такие святые люди достигают Бога. У них нет другого пути постижения Господа. Это означает, что выполнение бхаджана в этой жизни может в конечном итоге привести их к принятию гуру, и только тогда они достигнут Бога.
Мы видим, что Аджамила, который не принял прибежища у гуру, легко обрел Верховного Господа. Это объясняется следующим образом. Люди, уподобившиеся коровам, ослам и прочим животным просто направляют свои чувства к объектам их удовлетворения. Они даже во сне не имеют представления о том, кто такой Бог, что такое преданность и кто такой гуру. Для них возможно спасение через повторение нама абхасы и тому подобного, как в случае с повторением имени Хари Аджамилой, даже без принятия гуру, поскольку в своём положении они не совершают оскорблений».
Есть люди, которые знают, что Господь Хари — единственный объект поклонения, что достичь Его можно только с помощью преданного служения, и что преданному служению можно научиться только у гуру. Более того, они знают, что в прошлом только те, кто принял гуру, достигли Господа Хари. Даже зная обо всех этих деталях, они думают: «Почему я должен беспокоиться о том, чтобы пройти процесс посвящения и принять бремя следования гуру? Я достигну Господа просто нама-киртаной, как это сделал Аджамила!» При этом они ссылаются на шастры: «Мантра в форме имени Шри Кришны дает свой результат, просто соприкасаясь с языком. Она не зависит от дикши, ритуала, предваряющего посвящение или какой-либо другой благочестивой церемонии». (Падьявали 29 стих)
На самом деле такие люди являются оскорбителями, потому что они игнорируют роль гуру (гурора аваджнйа), что является одним из оскорблений Святого Имени. Из-за этого оскорбления они не могут достичь Бога. Когда они в этой жизни или в следующей освободятся от этого оскорбления, они примут прибежище у гуру и достигнут Господа. Такие люди никогда не смогут достичь Господа, не приняв прибежища у гуру.»
Получается, что принятие прибежища у духовного учителя является обязательным условием для всех, кто отличается от коров и ослов, для которых мантры и нама готовы проявить своё могущество и без инициации, поскольку они не совершают гурора авагью. Способы проведения посвящения могут разниться — мы привели достаточное количество примеров из Бхагавата марга, когда формальности сводятся к минимуму. При этом панчаратра настаивает на более детальном следовании протоколу. Но суть в обоих случаях должна остаться – бхаджану надо учиться у гуру.
Перед нами открываются разные варианты:
· не получать формальной дикши, но получить настоящее прибежище у вайшнава, который реально будет о нас заботиться;
· получить официальную, признанную организацией дикшу, и при этом реально учиться у гуру, слушать его, медитировать на его настроение, служить его миссии;
· получить официальную, формальную дикшу, чтобы все успокоились и могли принимать наше служение, при этом реально учиться и служить кому-то, кто не признан организацией как инициирующий гуру…
Можно продолжать, но вы и сами дальше справитесь.
Ещё одна цитата о важности принятия прибежища у гуру и служения ему, которая выводит понимание значимости этого на совершенно безумную высоту:
sutān hitveti pati-vratā patyur iva guroḥ sevāyāṁ pravṛttaḥ śiṣyaḥ śravaṇa-kīrtanādīny api, bhogān tad-utthān premānandān api, gṛhān tad-ucita-vivikta-sthalam api, naivāpekṣate. śrī-guru-sevayaiva sukhena sarva-sādhya-siddhy-artham ity upadeśa-vyaṣjitaḥ…guru sevāyā eva vedena sarvādhikyasyoktatvāt. (ШБ 4.28.34, комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура Сарартха Даршани)
«Преданная и целомудренная жена, поглощенная служением своему мужу, может игнорировать даже своих собственных детей. Точно так же ученик, глубоко поглощенный служением гуру, может игнорировать даже такие практики, как слушание и повторение, зная, что только с помощью гуру севы он может легко достичь полного совершенства в преданности. И точно так же, как преданная жена игнорирует свои собственные удовольствия и домашний уют, так и ученик, полностью поглощенный гуру севой, игнорирует даже блаженство премы, возникающее из слушания и повторения, и не ищет уединенного места, подходящего для такого бхаджана… Веды также провозглашают верховенство служения гуру». (Бану Свами переводит этот текст по-другому, но именно поэтому я привёл санскрит, чтобы вы могли убедиться, какой вариант перевода правильный, если у кого-то хватит возможностей эту проверку провести)
Тема неисчерпаемая. Описал лишь каплю из этого океана с прицелом на новизну и практичность. Вишенкой на торте и достойным финалом может стать цитата Шрилы Прабхупады (перевод приближен к английскому оригиналу, без «олитературивания»):
«Прежде всего вы должны принять решение, собираетесь ли вы соблюдать правила и предписания и становиться сознающими Кришну. Вот о чём вам надо задуматься! Вы сами должны определиться, серьёзно ли вы принимаете это сознание Кришны. Вот что вам нужно решить. Посвящение – это формальность. Если вы стали серьёзными, это и есть настоящее посвящение. Так что если вы поняли философию Кришны, если вы уже решили, что готовы серьёзно отнестись к сознанию Кришны и проповедовать эту философию другим, то это и есть ваше посвящение. Моё прикосновение – это просто условность. Именно ваша решимость является посвящением». (интервью 3 июля 1972 года в Нью Йорке)
Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты