йатха̄ кан̣т̣ака-виддха̄н̇го / джантор неччхати та̄м̇ вйатха̄м
джӣва-са̄мйам̇ гато лин̇гаир / на татха̄виддха-кан̣т̣аках̣
Тот, чье тело кололи булавками, способен, глядя на лица других, понять, как им больно, когда их колют булавкой. Сознавая, что эта боль для всех одинакова, он не хочет, чтобы другие испытывали те же страдания. Но тот, кого никогда не кололи булавками, не может понять, насколько это больно. (ШБ, 10.10.14)
пра̄н̣аих̣ сваих̣ пра̄н̣инах̣ па̄нти
са̄дхавах̣ кшан̣а-бхан̇гураих̣
баддха-ваирешу бхӯтешу
мохитешв а̄тма-ма̄йайа̄
Введенные в заблуждение иллюзорной энергией Верховной Личности Бога, люди непрестанно враждуют друг с другом. Но преданные, порой даже рискуя своей бренной жизнью, стараются спасти их. (ШБ, 8.7.39)
В истории о пахтанье молочного океана таким преданным выступает Шива. Ему предстоит выпить смертельный яд калакута. В нашем случае яд – это наши анартхи. Сколько глупостей, безверия, претензий, откровенных гадостей и даже чёрной неблагодарности выплёскивается из нас! Шива смог выпить яд, у него хватило могущества.
«Здесь может возникнуть вопрос: «Если Верховный Господь непосредственно участвовал в пахтанье океана, почему Он вместе с полубогами и другими обитателями вселенной вместо того, чтобы спасти всех Сам, стал искать защиты у Господа Садашивы?» Шрила Мадхвачарья дает этому такое объяснение:
рудрасйа йаш́асо ’ртха̄йа
свайам̇ вишн̣ур вишам̇ вибхух̣
на сан̃джахре самартхо ’пи
ва̄йум̇ чоче праш́а̄нтайе
Господь Вишну, разумеется, мог Сам спасти положение, но, чтобы прославить Господа Шиву, который должен был выпить весь яд и задержать его в горле, Господь Вишну не стал ничего делать Сам. (ШБ, 8.7.19, комм.)
Шива задержал яд в горле. Отрава не проникла внутрь. Но мы должны быть очень аккуратными и не переоценивать себя, если выступаем в роли наставников и проповедников. У нас должно хватать сил не впустить яд внутрь. Общение всегда имеет двухсторонний характер: мы влияем, и на нас тоже влияют. Если мы слабы, то яд убьёт нас. Поэтому не каждому нужно становиться наставником. Сначала окрепни сам, пусть сильные и достойные спасают и заботятся о других, держат удар. Побудь ребёнком, у тебя есть право на счастливое детство, получи заботу и питание, расти, становись сильнее и чище. Тогда ты сможешь «тянуть» не только себя, но и помогать другим, и не надо будет погибать от яда.
кр̣шн̣ети йасйа гири там̇ манаса̄дрийета
дӣкша̄сти чет пран̣атибхиш́ ча бхаджантам ӣш́ам
ш́уш́рӯшайа̄ бхаджана-виджн̃ам ананйам анйа-
нинда̄ди-ш́ӯнйа-хр̣дам ӣпсита-сан̇га-лабдхйа̄
Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно; перед преданным, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться, а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении и в чьем сердце не осталось и следа желания критиковать других, необходимо общаться, стараясь служить ему с верой и преданностью. (Нектар наставлений, 5)
Преданные бывают разными. Нужно хорошо понимать своё положение и в первую очередь стремиться общаться и служить более продвинутым. Но здесь тоже важно не наломать дров, научиться правильно общаться с садху. Надо понять, что гуру – не ваш личный психолог. Психологу платят деньги за то, что он выслушивает проблемы, помогает пережить травмирующий опыт, имеет дело с детскими травмами, комплексами людей, избавляет от чувства вины и восстанавливает самооценку. Не надо путать гуру с бесплатным психологом. И гуру сам не должен путать себя с психологом – это не его роль. Такая «путаница» не поможет людям и навредит самому наставнику. Задача шикша и дикша гуру — транслировать трансцендентный звук, развивать в учениках сознание Кришны, создавать условия для шраванам и киртанам.
киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа
йеи кр̣шн̣а-таттва-ветта̄, сеи ‘гуру’ хайа
«Кем бы ни был человек – брахманом, санньяси или шудрой, – если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем». (ЧЧ, Мадхья, 8.128)
Духовный учитель знает науку о Кришне. Он может развить в нас горячее желание обрести Кришну. Выливать на него ушаты нечистот нашего сознания и поступков – плохая идея. Обычно происходит так: сначала мы делаем неправильные вещи, потом приходим за психологической помощью и принятием. При этом мы в подробностях рассказываем, как именно мы пали, сколько раз, с кем и почему. Мы не удосужились прийти к Гуру до того, как все произошло. На самом деле мы не хотели поступать правильно, не хотели, чтобы нас останавливали.
Гораздо честнее – изначально выстроить отношения правильно: мол, я — негодяй, нахожусь за чертой регулирующих принципов, но хочу служить вам, деньги жертвовать, помогать. Мы же изображаем из себя святых, получаем инициации, даём лживые обеты. Это порождает комплекс вины, что усугубляет и без того безумный фон нашей жизни.
Идеальный вариант такой: мы пришли к вайшнаву за помощью, он развил наше бхакти, помог преодолеть слабости, мы преисполнились энтузиазма и решимости, принципам следуем легко и радостно, читаем, повторяем, служим – теперь самое время для инициации.
сарва-деш́а-ка̄ла-даш́а̄йа джанера картавйа
гуру-па̄ш́е сеи бхакти прашт̣авйа, ш́ротавйа
«Поэтому обязанность каждого человека — в какой бы стране и в какое бы время он ни жил и в каких бы обстоятельствах ни находился — обратиться к истинному духовному учителю, вопрошать его о преданном служении и слушать, как он объясняет процесс этого служения». (ЧЧ, Мадхья, 122)