В практике бхакти, особенно в изумительной гаудия-вайшнавской версии, большую роль играет обретение собственного духовного опыта и, как следствие, горячего желания достичь совершенства премы.
Кришна различными способами помогает преданным стремиться к Нему на пределе возможностей, а то и превосходя их. Иногда Он ярко проявляется в самом начале нашего бхаджана, чтобы в следующее мгновение исчезнуть на долгие годы, оставив нас в безумной разлуке.
сакр̣д йад дарш́итам̇ рӯпам
этат кāмāйа те ‘нагха
мат-кāмах̣ ш́анакаих̣ сāдху
сарвāн мун̃чати хр̣ч-чхайāн
О добродетельный, Я только один раз явился тебе, и то лишь для того, чтобы усилить твое стремление ко Мне, ибо чем больше ты будешь стремиться ко Мне, тем свободнее ты будешь от всех материальных желаний. (Шримад-Бхагаватам 1.6.22)
В этом трюке, как и во многих других, центральным моментом является то, что Кришна стал непосредственно нашим, хотя, казалось бы, кто мы, а кто Он. Незаслуженно, совершенно преждевременно, но грандиозно и неотвратимо. Мы получаем то, что обесценивает всё остальное. Получаем? Слишком громко сказано. Это же просто приглашение, трейлер, реклама. До настоящего обретения ещё очень далеко, но всё же как это прекрасно – мгновение счастья настоящего бытия, исполненного блаженства. За этот миг можно заплатить всеми богатствами мира и собственной жизнью, но при этом всё равно останется стойкое ощущение, что отдал слишком мало.
ким̇ праматтасйа бахубхих̣
парокшаир хāйанаир иха
варам̇ мухӯртам̇ видитам̇
гхат̣ате ш́рейасе йатах̣
Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни. (Шримад-Бхагаватам 2.1.12)
Кришна чрезвычайно привлекателен. Его очарование является движущей силой нашего прогресса. Это так удивительно, когда некто совершенно незаурядный, выдающийся и прекрасный вступает в близкие отношения с неказистым тобой, каким бы ты ни был великим или незначительным в глазах мирских обывателей. Причём Он в этих отношениях полностью, непритворно, по-настоящему. Ему действительно интересно обмениваться любовью с нами. Чем ближе нам удаётся подобраться, чем короче дистанция между нами, тем выше блаженство. Подходя ближе, мы можем разглядеть больше оттенков красоты и обаяния, мягкости Его безграничного сердца. Наша вера и усилия в повторении джапы и изучения Бхагаватам способны сделать Шьямасундару самой дорогой и реальной личностью в нашей жизни. А для лишённых сокровища веры в преданное служение Он будет всего лишь фантасмагорией, чем-то, что всегда случается с кем-то другим и никогда с нами.
парāн̇мукхāнāм̇ говинде вишайāсакта-четасāм
тешāм̇ тат парамам̇ брахма дӯрāд дӯратаре стхитам
тан-майатвена говинде йе нарā нйаста-четасах̣
вишайа-тйāгинас тешāм̇ виджн̃ейам̇ ча тад антике
Для тех, кто испытывает отвращение к Говинде и кого влечет к материальным наслаждениям, высший Брахман находится очень далеко. Для тех, кто поглощен Говиндой, полностью предавшись Ему и отказавшись от материальных наслаждений, высший Брахман, которого следует познать, очень близок. (Вишну-дхарма 95.13.15)
Где же верхние пределы той близости, о которой мечтают гаудии? Что мы знаем о том движении, в котором оказались? Что мы знаем о милости Господа Чайтаньи, о сокровенных мечтах Рупы и Рагхунтахи? Почему мы здесь? Какой близости хотим? О каком сокровенном достижении молимся в потаённых глубинах сердца?
āyātodyat kamala-vadane hanta līlābhisārād
gatyāṭopaiḥ śrama vilulitaṁ devi pādābja yugmam
snehāt samvāhayitum api hrī puñja mūrte’py alajjaṁ
nāma grāhaṁ nija janam imaṁ hā kadā notsyasi tvam
О Радхе, с лицом, подобным полностью распустившемуся лотосу! Когда Ты ночью выходишь на встречу с Кришной, из-за стремительной ходьбы Твои стопы утомляются. О, Деви! Когда же Ты несмотря на то, что являешься олицетворением застенчивости, позовешь меня по имени и попросишь сделать массаж Твоим лотосным стопам? Тогда я стану уверена, что Ты приняла меня своей служанкой! (Вилапа Кусуманджали 82)