Идея проповеднического движения всегда тесно связана с разнообразными способами привлечения широких масс. Мы не являемся исключением из этого правила. Хотим понравиться людям этого мира, желаем обрести достойных последователей, не можем молча проходить мимо страданий сбившейся с пути цивилизации.
кас там̇ свайам̇ тад-абхиджн̃о випаш́чид
авидйāйāм антаре вартамāнам
др̣шт̣вā пунас там̇ сагхр̣н̣ах̣ кубуддхим̇
прайоджайед утпатхагам̇ йатхāндхам
Разве станет милосердный, сведущий в духовной науке человек вовлекать идущего путем самсары невежду в кармическую деятельность, тем самым помогая ему еще больше запутываться в сетях материального бытия? Если слепой сбился с пути и идет навстречу опасности, неужели порядочный человек, видя это, не остановит его? Неужели он позволит ему продолжать свой путь? Мудрые и добросердечные люди никогда не допустят подобного. (ШБ 5.5.17)
Наверняка слова о том, что мы хотим понравиться людям этого мира, вызвали странное чувство. Мы же не девушки с конкурса красоты или начинающая раскрутку своего канала блогерша! Духовная организация, серьёзные люди, абсолютная истина и чистота дороже всего. Вот оно чувство собственного достоинства, которому так претят слабовольные ужимки популяризаторов! Сложно выдержать линию широкой, востребованной, понятной и эффективной презентации послания Шри Чайтаньи, чтобы не впасть в зависимость от одобрения, почитания и финансового поощрения среднестатистических обывателей, которые требуют развлечений и крайне нетерпимы к упрёкам в свой адрес. Они влияют на своих кумиров, формируют их ценности, питают их гордость. Это серьёзное испытание – популярность, последователи, деньги. Такое внимание со стороны людей резко повышает самооценку. Клоун, марионетка почитателей перестаёт замечать садху, не считает, что ему нужна помощь и руководство святых людей. Он сам помогает другим, у него это лучше получается, чем у некоторых. Лучше – значит у него больше последователей. Если лучше получается, значит он лучше. Такая вот глупость. Следующим шагом будет практика напоказ и пустота в «банке искренности».
мауна-врата-ш́рута-тапо-‘дхйайана-сва-дхарма-
вйāкхйā-рахо-джапа-самāдхайа āпаваргйāх̣
прāйах̣ парам̇ пуруша те тв аджитендрийāн̣āм̇
вāртā бхавантй ута на вāтра ту дāмбхикāнāм
О Верховная Личность Бога, есть десять форм практики, рекомендованных для тех, кто хочет обрести освобождение: хранить молчание, соблюдать обеты, накапливать ведическое знание, совершать аскетические подвиги, изучать Веды и дополняющие их произведения, выполнять обязанности, предусмотренные варнашрама-дхармой, разъяснять людям смысл шастр, жить в уединенном месте, беззвучно повторять мантры и погружаться в транс. Однако чаще всего этими методами пользуются люди, которые не обуздали свои чувства и хотят с их помощью заработать себе на пропитание. Из-за своей гордыни, даже идя этим путем, они едва ли достигнут успеха. (ШБ 7.9.46)
В этом мире хватает шоуменов на почве религии, и они прекрасно справляются без нас. Важно продолжать делать своё предложение, спрос на которое, конечно же, не будет высоким. Мы проповедуем истину, стараемся быть доступными и понятными. При этом мы очень сильно нуждаемся в том, чтобы нам самим проповедовали, чтобы нас вдохновляли и вели, исправляли, когда занесло. Держите двери во Врадж открытыми, войдите в них сами вслед за садху и позовите всех своих современников – женщин, мужчин, стариков и детей. Кто-нибудь наверняка откликнется.
«К несчастью, современная человеческая цивилизация очень увлечена красотой апара-пракрити, иллюзорной материальной природы, а потому одолеваема демоническими склонностями, каковые превращают ее саму в демоническую, что проявляется в том, как в ней удовлетворяются чувства. Эта тенденция опасна и вредна для истинного прогресса жизни. Цель жизни должна состоять в том, чтобы совершать искренние усилия, направленные на возвращение к Богу, однако, в противоположность этому, обнаруживается тенденция возвращения в ад или в эволюционный цикл животных форм жизни, как это описывается в 16-й Главе Бхагавад-гиты.
Поэтому прошу Вас, спасите людей от этого величайшего падения. Хотите верьте, хотите нет, но я владею секретом, как вернуться к Богу сразу же по оставлении этого материального тела, и для того, чтобы увести за собой всех своих современников, женщин и мужчин, я основал журнал «Обратно к Богу», как одно из транспортных средств на этом пути. Пожалуйста, не считайте меня каким-то феноменом или сумасшедшим, когда я утверждаю, что оставив это тело вернусь к Богу! Это возможно для всех и каждого».
(Письмо Шрилы Прабхупады Президенту Индийского Союза, 21 ноября 1956)