Бывают ли такие случаи, когда нужно указать на недостатки в поведении и образе мыслей старших вайшнавов? Мы не собираемся рассматривать ситуацию, когда преданный говорит и делает всякие гадости — тут всё понятно. Будем размышлять о словах и действиях святых людей, которые по мере своих сил и возможностей искренне служат и практикуют.
др̣шт̣аих̣ свабха̄ва-джанитаир вапушаш́ ча дошаир
на пра̄кр̣татвам иха бхакта-джанасйа паш́йет
ган̇га̄мбхаса̄м̇ на кхалу будбуда-пхена-пан̇каир
брахма-драватвам апагаччхати нӣра-дхармаих̣
О преданных, пребывающих в этом мире, никогда не следует судить с мирской точки зрения, иными словами, их нельзя считать обычными, обусловленными душами. Несовершенства, свойственные их природе, подобны пузырям, пене и грязи в Ганге. Хотя внешне вода Ганги кажется нечистой, она всегда сохраняет свою трансцендентную природу. И точно так же осознавшие себя вайшнавы всегда находятся на трансцендентном уровне, и потому не следует приписывать им какие-либо материальные недостатки. (Нектар Наставлений, 6 текст)
Вот как комментирует этот стих Шри Радха-раманадас Госвами в своей «Упадеша-пракашика-тике»:
«С мирской точки зрения может казаться, что чистым преданным, живущим в материальном мире, присущи те или иные недостатки. Тем не менее мы не должны считать таких преданных находящимися на материальном уровне, то есть обусловленными душами. Даже если в их характере заметны какие-то недостатки, будь то резкость, гневливость, жадность и т.п., или их телу присущи несовершенства, например, нечистоплотность, некрасивая внешность, старение и т.д., никогда не следует приписывать таким преданным материальные качества. Духовное тело преданного, достигшего совершенства, не может иметь никаких материальных несовершенств. Поэтому замечать мирские недостатки у возвышенных преданных оскорбительно. Это объясняется на примере вод Ганги.»
Очень интересный стих и комментарий. Даже у очень возвышенных преданных такое может проявляться, что уж говорить о преданных, пусть и замечательных, но более низкой категории. Нас предупреждают об опасности пренебрежения и ложных представлений о реальном величии вайшнавов. Но что же насчёт вопроса, над которым мы пытаемся размышлять?
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
бхагава̄н апи тач чхрутва̄
прахасйа̄га̄дха-дхӣр нр̣па
тӯшн̣ӣм̇ бабхӯва садаси
сабхйа̄ш́ ча тад-ануврата̄х̣
Шрила Шукадева Госвами продолжал: О царь, услышав речи Читракету, всемогущий Господь Шива, чьи познания безграничны, остался невозмутимым и лишь молча улыбнулся в ответ. Вслед за ним промолчали и все члены собрания. (ШБ, 6.17.9)
Комментарий ВишванатхиЧакравартиТхакура (СарартхаДаршини):
прахасйети | мāмаписад-āчāрестхāпайитумиччхатӣтибхāвах̣ | сахасаивачитракеторабхипрāйа-джн̃āнāдагāдхāсарваирдушправеш́āдхӣрйасйасах̣ | читракеторабхипрāйаш́чāйам—айам̇кхалвӣш́вараеванāсйадурāчāратве’пикшатих̣ | йах̣кхалванабхиджн̃ах̣имам̇ниндишйатитасйāпарāдхāтсарва-нāш́обхавишйати, йатхāдакшасйетйатаимамадйāрабхйāпийадисадāчāрестхāпайитумахам̇ш́акнуйāм, тадāлокāнāм̇бхадрам̇сйāт | татхāвишн̣ух̣парамеш́варобхадраевасучаритатвāт | рудраствабхадродурāчāратвāдитйапратишт̣хāпйасйанабхаведити | тадасмаихитаишин̣екат̣хора-бхāшин̣е’пихари-бхактāйанāхам̇купйāмӣтибхагаватах̣ш́амбхорабхипрāйāнусāрин̣ах̣сабхйāш́чатӯшн̣ӣм̇бабхӯвуреванатучукрудхух̣ | ш́рӣ-ш́ива-нинданасйатад-абхипретатветесабхйāсадйаевакарн̣аупидхāйататонирайāсйаннитиджн̃ейам | йадуктам̇—бхагаван-нинданам̇ш́рутвāтат-парасйаджанасйавāитй-āди
Намерение Читракету было следующим: «Шива — Господь. Для него нет никакого вреда при отклонении от общепринятых норм поведения. Но невежественные, недалёкие люди будут критиковать его за эти поступки. В результате этих оскорблений они лишатся всего и будут уничтожены, как это уже случилось с Дакшей. Если сегодня мне удастся побудить его следовать общепринятым нормам, то это принесёт благо всем обитателям материального мира. Вишну следует нормам праведного поведения ради блага этого мира. Если Шива продолжит совершать предосудительные с мирской точки зрения поступки, то это создаст неблагоприятные предпосылки.»
Шива подумал: «Я не стану гневаться на его резкие слова, произнесённые с целью принести благо миру.»
Все мудрецы, присутствовавшие в том собрании, разделили понимание Господа Шивы — тоже промолчали и не стали гневаться. Это доказывается тем, что мудрецы не покинули это место, заткнув уши, как это происходит при соприкосновении с оскорбительными речами.
Эту ситуацию можно сравнить с лилой Господа, в которой участвовал Шишупала. Тогда свидетели того, как царь Чеди оскорблял Господа, покинули собрание:
бхагаван-нинданам̇ ш́рутва̄
дух̣сахам̇ тат сабха̄-садах̣
карн̣ау пидха̄йа нирджагмух̣
ш́апанташ́ чеди-пам̇ руша̄
Услышав такую невыносимую хулу на Господа, несколько членов собрания заткнули уши и вышли, гневно проклиная царя Чеди. (ШБ 10.74.39)
В эпизоде с Читракету максимально проявлены благородство, смирение и глубокий разум Господа Шивы и мудрецов в его собрании. Они оценили и поняли благородные мотивы Читракету, который переживал о простых смертных, чья вера в старших может пошатнуться, что приведёт к оскорблениям и неизбежному падению. Спешу напомнить, что Парвати всё-таки прокляла Читракету за резкие слова в адрес Шивы. Даже если вайшнавы проявят кротость и примут замечания, то не факт, что все окружающие смогут смириться с подобным отношением к своим лидерам.
Очень часто в каких-то совершенно неприемлемых и агрессивных формах лидерам нашего общества предъявляют претензии. Иногда они обоснованные, иногда нет, иногда сильно преувеличенные и раздутые, иногда откровенно лживые. В этих обвинениях нет ни капли уважения к вайшнавам, внутри у говорящих клокочет гнев, гордость и безумие. Все могут ошибаться. Смирение заключается в том, чтобы прислушаться к хорошему совету, даже если он исходит из странного источника. Ну и конечно же нужно прислушаться к правильному замечанию от надлежащего источника, данному со всем возможным уважением и кротостью. Оскорбительное настроение, неспособность оценить истинную суть преданных, причинение боли последователям старших вайшнавов неправильной формой своего послания и отсутствием уважения обязательно повлекут за собой последствия. Подумайте дважды: кому, когда, как и ради чего стоит делать замечания и нужно ли играть с огнём. После обдумывания большинству преданных надо выдохнуть и понять, что это всё нужно делать точно не им, как и не стоит делать скоропалительных выводов о якобы странных старших преданных.