В вопросах обретения и развития бхакти мы тотально зависим от преданных. Иногда нам кажется, что мы своими усилиями пробиваемся, строим свою дорогу к Кришне. Ну и пусть нет старших. Я сам справлюсь. Проснусь пораньше и начну повторять джапу, потом открою книжки и постигну все премудрости сиддханты.
наишā таркен̣а матир āпанейā проктāнйенаива суджн̃āнāйа прешт̣ха –Обычной логикой невозможно постичь трансцендентное знание. Мой дорогой, чтобы правильно воспринять это знание, ты должен получить его от другого человека. (Кат̣ха-Упанишад, 1.2.9)
йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ш́анте маха̄тманах̣«Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и в духовного учителя, открывается суть ведического знания». (Шветашватара-упанишад, 6.23)
Без преданных невозможно практиковать бхакти, невозможно быть преисполненным решимости идти этим путём, невозможно испытывать радость от поиска Кришны, которая перечёркивает все красоты этого мира. Мы не можем начать практику и не можем продвинуться в ней без милости вайшнавов. Нужны постоянные усилия с нашей стороны, суть которых сводится к нескольким простым вещам:
· стремиться попасть в общество возвышенных преданных,
· слушать их,
· служить им.
йешāм̇ тв анта-гатам̇ пāпам̇
джанāнāм̇ пун̣йа-карман̣āм
те двандва-моха-нирмуктā
бхаджанте мāм̇ др̣д̣ха-вратāх̣
Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне. (БГ, 7.28)
В комментарии к этому стиху Баладева Видьябхушана пишет:
нану кешāм̇чит твад-бхактих̣ пратӣйате сā на сйāт | сарва-бхӯтāни сарге сам̇мохам̇ йāнтӣтй уктер ити чет татрāха йешāм̇ прāн̣инāм̇ йāдр̣ччхика-махаттама-др̣шт̣и-пāтāт пāпам анта-гатам̇ нāш́ам̇ прāптам абхӯт вишн̣ор бхӯтāни локāнāм пāванāйа чаранти хи [БхП 11.2.28] ити смр̣тех̣ | кӣдр̣ш́āнāм итй āха пун̣йети | пун̣йам̇ маноджн̃ам̇ карма махаттама-вӣкшан̣а-рӯпам̇ йешāм̇ пун̣йам̇ ту чāрв апи итй амарах̣| те др̣д̣ха-вратā махат-прасан̇га-прāпта-ништ̣хā двандва-мохена нирмуктā мат-таттва-джн̃āх̣ санто мāм̇ бхаджанте
«Было сказано, что все живые существа с самого начала творения находятся под влиянием иллюзии. Получается, что никто не сможет обрести преданность к Богу?
Если великие преданные решат бросить на кого-либо свой милостивый взгляд, то все грехи этого человека будут уничтожены. «Слуги Вишну странствуют по этому миру ради очищения живых существ.» [ШБ 11.2.28] А что насчёт благочестия? Следствием этого милостивого взгляда святых становится прекрасная, благая деятельность. Согласно словарю Амара Коша, слово пун̣йам̇ означает cāru «очаровательный, приятный». Эти люди поклоняются Мне с огромной решимостью, возникшей из тесного (глубокого, близкого) общения с великими преданными, которое освобождает их от иллюзорной двойственности и раскрывает знание обо Мне.»
В 180-ой Ануччхеде Бхакти Сандарбхи Джива Госвами блестяще объясняет, что милость Господа всегда выступает вторым номером, она следует за милостью преданных. Одним из доказательств этого положения выступает разбор слов сад ануграха из Шримад Бхагаватам (10.2.31).
татра садбхир эва двāра-бхӯтаир анйāн анугр̣хн̣āти йах̣ са сад-ануграхо бхавāн ити | йад вā санта эвāнуграхо йасйа сах̣ | тавāнуграхо йах̣ прāпан̃чике чарати са тад-āкāратайаива чарати, нāнйа-рӯпатайетй артхах̣
«Первое значение слова сад-ануграхах состоит в том, что Господь — это Тот, чья милость (ануграха) приходит в этот мир только через врата Его преданных (сат). Только через них Он благословляет других. Второе значение этого слова состоит в том, что Господь — это Тот, чьей милостью являются сами преданные. В любом случае смысл в том, что милость Господа, пронизывающая материальный мир, проявляется только в форме святых преданных и никак иначе.»
Мы можем быть закоренелыми материалистами – гордыми и завистливыми, у которых нет никакого вкуса к бхакти. Мы можем погрязнуть в греховной деятельности и разными способами предать забвению свою духовную природу, всё больше и больше ввергая себя бурлящий водоворот рождений и смертей. Неважно. Как только появится идея стать преданным и достичь премы, сразу же нужно искать махат, слушать их и служить им. Другого пути нет. Если мы обретём эту милость Кришны, то ничто не сможет помешать нам.
сāдхӯнāм̇ сама-читтāнāм̇
сутарāм̇ мат-кр̣тāтманāм
дарш́анāн но бхавед бандхах̣
пум̇со ‘кшн̣ох̣ савитур йатхā
Тот, чьи глаза встретились с солнцем, не может оставаться во тьме. Так и тот, кто встретился с садху, преданным, полным решимости служить Верховному Господу и покорным Его воле, уже не останется в материальном рабстве. (ШБ 10.10.41)