Мы все где-то родились, где-то живём, в каком-то конкретном месте мы встретили преданных и сами решили попробовать ими стать. И в этих местах есть лекции, киртаны, там нужно проповедовать, брать ответственность, чистить картошку и выполнять много другого служения. И, конечно же, это сам Кришна, не иначе, устроил так, что мы живем здесь, именно в этом месте. Поэтому не надо думать, что где-то может быть лучше для нашего развития. Надо окапываться прямо здесь, и в этом будет наш прогресс.
Вот и Господь Чайтанья об этом говорит (ЧЧ, Мадхья, 7.127-129):
прабху кахе, — “аичхе ват кабху на кахиба
грхе рахи’ кршна-нама нирантара лаиба
Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Никогда больше не говори так. Лучше оставайся дома и беспрестанно повторяй святое имя Кришны».
йаре декха, таре каха ‘кршна’-упадеша
амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша
«Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях».
кабху на вадхибе томара вишайа-таранга
пунарапи эи тхани пабе мора санга”
Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, а точнее – ты никогда не расстанешься со Мной».
Так серьёзно это написал, что самому жутко стало. К сожалению, во многих ятрах типичная картина – молодой преданный подумывает сбежать туда, где трава зеленее, а его отговаривают и даже немножко запугивают. Всегда была естественная конкуренция между брахмачари-ашрамами, храмами, общинами. И преданные всегда перемещались из места в место – по крайней мере, самые решительные и нуждающиеся. С одной стороны, каждый заинтересован развивать «свой шесток». Логично оставлять людей, которые присоединились к местной общине, при себе. С другой стороны, мы же не рабочую силу набираем! Мы пытаемся приближать людей к Кришне. И если в другом месте их сознание Кришны будет развиваться, а нам, если честно, предложить нечего, то пусть едут, пусть попробуют! А вдруг? Если что, они всегда смогут вернуться обратно.
смерам бханги-трайа-паричитам сачи-вистирна-дрштим
вамши-нйастадхара-кишалайам уджджвалам чандракена
говиндакхйам хари-танум итах кеши-тиртхопакантхе
ма прекшиштхас тава йади сакхе бандху-санге ’сти рангах
«Дорогая подруга! Если ты дорожишь мирской дружбой, не смотри на улыбающееся лицо Господа Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-гхата. Бросая взгляды из уголков глаз, Он прижимает флейту к устам, похожим на нежный, едва распустившийся цветок. Его божественное тело, в позе с тремя изгибами, ярко сияет в лучах лунного света». («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.239)
Итак, наша задача — создать конкурентоспособный продукт: интересные лекции, пробуждающие жизнь киртаны, атмосферу заботы и служения, глубокое образование. Тогда преданные не только будут оставаться, но и будут сбегать с других мест, чтобы жить и поклоняться Кришне вместе с нами. Тем же, кто подумывает о зелёной травке на другом берегу, желаю успехов, разума и хорошего общения!