Бхакти не может быть формальностью. Невозможно включить автопилот и спокойно плыть по течению. Как сложно быть последовательным в своём выборе и приложении усилий! Почему так? Кто же я? Сегодня хочется быть преданным – служить, проявлять смирение, слушать о Кришне, внимательно, даже более того, самозабвенно и в упоении повторять Святые Имена, принести свой ум и само дыхание жизни на алтарь служения, полностью, до последней капли, не припрятав и крупинки про запас, а завтра, на следующей неделе или через месяц все меняется… Хочется разбогатеть, жить здесь вечно, быть красивым и молодым, пользоваться уважением, вызывать восторженные взгляды. Поняв калибр своей кармы, скатился до банальностей: чуть больше денежек, доверчивых женщин, своя конура, отпуск…
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
праджаха̄ти йада̄ ка̄ма̄н
сарва̄н па̄ртха мано-гата̄н
а̄тманй эва̄тмана̄ тушт̣ах̣
стхита-праджн̃ас тадочйате
Верховный Господь сказал: О Партха, о человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в чувствах, и черпает удовлетворение только в своем истинном «я», говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием. (БГ 2.55)
Я – изначально чист и свободен от любых примесей. Но материальное сознание, чужие, не мои желания – такие пленительные. Что-то внешнее, ложное захватило мое естество. Оно не является мной, но диктует свою волю.
От этих желаний можно избавиться без всякого ущерба для себя настоящего. Если бы они являлись мной, то не было бы смысла говорить об избавлении. Но Кришна вещает крайне уверенно: это возможно. Мы боремся с врагами и болезнями – каждый понимает, что они опасны и хотят нас погубить. Но заклятому врагу по имени вожделение мы клянёмся в вечной дружбе, холим и лелеем, просим о помощи, чутко стоим на страже его интересов.
а̄вр̣там̇ джн̃а̄нам этена
джн̃а̄нино нитйа-ваирин̣а̄
ка̄ма-рӯпен̣а каунтейа
душпӯрен̣а̄налена ча
Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага — вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню. (БГ 3.39)
У меня есть наитвердейшая вера в чувственные нежности. Но я не верю шастрам, не верю садху, гуру не верю. Отовраться от тленности – разве такое возможно? Прикипел. Ну дайте хоть капельку вкуса, я привык, чтобы было приятно. Что значит: «Только преданный достоин преданности?» А кто же я?
Садхана – это линия фронта, острая шизофрения: борьба атмы с «не атмой» за познание «парам». Сложно и жёстко, как на войне — нужно всегда быть на чеку, быть готовым разоблачить ложь внутри. Это очень непросто, но оно того стоит! Сам я так не смогу, не умею доверять и быть бесстрашным. Я согласен, что гуру хватает, а вот учеников маловато. Вы возразите: «Искренность – главный критерий. Нужно быть героем! Хватит говорить о зависимости от вайшнавов! Лучше самому им стать! Вы – как малые дети, я смеюсь вам в лицо!»
Впрочем, ваши возражения закономерны. Каждого ждут свои поражения до того, как вырвется вопль о помощи, который станет началом решения.
йатато хй апи каунтейа
пурушасйа випаш́читах̣
индрийа̄н̣и прама̄тхӣни
харанти прасабхам̇ манах̣
Чувства так могущественны и напористы, о Арджуна, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их. (2.60)
Слушать и слушаться преданных, служить им, протрезветь в вопросах вечности, отбросив гордость и самомнение. Где тот, от кого ваша преданность?