Наша гуру-парампара состоит из гениев. В этой линии лидеров и светочей знания не было середнячков. Все выдающиеся, сияющие, с феноменальными способностями и полномочиями. Таким же ярким представителем особой милости Господа является наш возлюбленный Шрила Прабхупада, вокруг незаурядной личности которого строится деятельность организации в целом и индивидуальный бхаджан последователей в частности. Мы все вместе здесь, потому что каждый в отдельности обожает Прабхупаду. Есть другие группы вайшнавов, другие лидеры, искренние и продвинутые, но наше сердце покорено, и оно больше не будет принадлежать никому другому. Даже если всё в этой организации будет испорчено и придёт в упадок, мы останемся и будем пытаться делать свой вклад в её улучшение, ведь Прабхупада так этого хотел.
āчāрйам̇ мāм̇ виджāнӣйāн
нāванманйета кархичит
на мартйа-буддхйāсӯйета
сарва-дева-майо гурух̣
Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов. (ШБ 11.17.27)
Кто-то может злословить, пытаться минимизировать вклад Шрилы Прабхупады в развитие Гаудия Сампрадаи. Пусть собаки лают, караван продолжает идти. Пока дышит хотя бы один его искренний последователь, драгоценный дар великого преданного будет доступен в этом мире. Можно вспомнить огромное количество подвигов и приключений этого великого вайшнава, но, конечно же, самым значимым для нас являются его книги, над переводами которых было проведено столько бессонных ночей. Объёмы проделанной работы поражают. Это за пределами человеческих возможностей. Кто-то скажет о технических несовершенствах, неточностях в переводе, проседающей связности или ещё о чём-то. Я не знаю книг, которые смогли бы больше вдохновить, осчастливить, окрылить, вразумить, убедить меня стремиться к Кришне не взирая ни на что: ни на мою глупость, ни на низость природы и мелочность характера…Субъективно? Да, субъективно, а по-другому никак. Мы там, где вкусно, где есть жизнь.
гун̣арāджа-кхāн̇на каила ш́рӣ-кр̣шн̣а-виджайа
тāхāн̇ эка-вāкйа тāн̇ра āчхе премамайа
Затем Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Один житель Кулина- грамы, по имени Гунараджа Хан, написал книгу „Шри Кришна-виджая“. Там есть фраза, которая свидетельствует об экстатической любви автора к Кришне». (ЧЧ, Мадхья 15.99)
Комментарий Шрилы Прабхупады:
«Книга «Шри Кришна-виджая» считается первым сборником стихов на бенгали. По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, работа над этой книгой была начата в 1395 году эры Шакабда (1473 год н. э.) и завершена семь лет спустя, в 1402 году эры Шакабда. Книга написана простым языком, доступным даже полуграмотным жителям Бенгалии. Человек, едва знающий грамоту, и тот способен прочитать и понять эту книгу. Язык ее не отличается особой красотой, и стихи не самые сладкозвучные. Хотя бенгальский сонетный размер требует, чтобы в каждой строке было четырнадцать слогов, в стихах Гунараджи Хана иногда встречается шестнадцать, двенадцать или тринадцать слогов. Многие слова, бывшие тогда в употреблении, могли понять только местные жители. Тем не менее книга эта до сих пор настолько популярна, что без нее не обходится ни одна книжная лавка. «Шри Кришна-виджая» очень важна для тех, кто стремится развивать в себе сознание Кришны.
Шри Гунараджа Хан был одним из величайших вайшнавов своего времени. Он переложил Десятую и Одиннадцатую песнь «Шримад-Бхагаватам» языком, доступным пониманию простого человека. Книга «Шри Кришна-виджая» заслужила горячее одобрение Шри Чайтаньи Махапрабху и представляет большую ценность для всех вайшнавов.»
Пусть вайшнавы переводят и прекрасно объясняют бхакти шастры, филигранно описывают тонкости и оттенки смыслов. Я очень рад этому. Это обязательно надо делать. Буду читать и изучать. При этом какие бы совершенные с технической стороны книги ни попадали в мои руки, пока что ни одна не сравнилась по силе влияния конкретно на меня с книгами Шрилы Прабхупады. Когда я читаю для себя, для обретения вкуса и поддержки, тогда я читаю его книги. Они мои фавориты. Как в святом имени присутствуют все духовные энергии, которые способны творить чудеса с повторяющим мантру, так и в этих книгах есть своя сила, которой они готовы щедро наградить читателя.
ш́рӣмад-бхāгавататвам̇ бхагават-пратипāдакатвам̇ ш́рӣматтвам̇ ш́рӣ-бхагаван-нāмāдер ива тāдр̣ш́а-свабхāвика-ш́актиматтвам
«Шримад Бхагаватам обладает энергиями Бхагавана по своей естественной сути, точно так же, как это происходит в случае со святым именем.» ( Джива Госвами, Крама-сандарбха, 1.1.2)
Удивительный Прабхупада создаёт замечательную организацию. Он действует очень творчески и неординарно. У людей вокруг него раскрывается огромный потенциал. Они переворачивают мир, добиваются грандиозных успехов. Иногда кто-то не оправдывает доверия, портит всё, уходит, становится врагом. Возникает целая плеяда выдающихся учеников, возникают дебоширы и отступники, жизнь кипит.
Гениальные, талантливые, выше среднего лидеры часто не вписываются в общепринятые схемы. С ними непросто. Очень самостоятельные, сильные, ими невозможно манипулировать. Для организации гораздо спокойнее дать ход среднестатистическим, лояльным, покорным ребятам. Пусть не блещут, зато можно не переживать, что начнётся какой-то бунт. Такую политику, конечно же, надо сдобрить высокопарными словами про смирение и следование букве законов, принятых официально или установленных по умолчанию. Прабхупада поступал иначе.
ким̇ праматтасйа бахубхих̣
парокшаир хāйанаир иха
варам̇ мухӯртам̇ видитам̇
гхат̣ате ш́рейасе йатах̣
Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни. (ШБ, 2.1.12)
Прабхупада оставил нам выдающихся лидеров. Сейчас мы живём на рубеже поколений. Получится ли достойная смена?